ПОМОГИТЕ!!! Рассказ Экзамен (Шикшин)

ПОМОГИТЕ!!! Рассказ Экзамен (Шикшин)
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина.  Сюжет рассказа прост. На экзамене по литературе обнаружилось, что студент не прочел "Слово о полку Игореве". Это  огорчило экзаменатора. Из вопросов, обращенных к студенту, профессор узнает, что тот в годы Отечественной войны оказался  в плену. Преподавателя интересует, о чем думал Николай в плену и при побеге. Рассказ студента мог бы помочь Григорьеву  глубже постичь мир героев "Слова...". Профессор дарит студенту экземпляр не прочитанной им книги, ставит  неудовлетворительную оценку, и они расстаются. Таков этот незатейливый сюжет. Однако на его материале вырисовываются  характеры, решаются непростые этические вопросы.  В. Шукшин различал три типа рассказов:  "Рассказ-судьба.  Рассказ-характер.  Рассказ- исповедь ".  Соответственно этой классификации "Экзамен" — преимущественно "рассказ-характер". И хотя его размер невелик, всего  шесть страниц, читатель выносит довольно определенные представления о героях. Уже с первых строк автор вводит читателя в  действие (в большинстве рассказов писателя отсутствует экспозиция). Все начинается с диалога:  "— Почему опоздали? — строго спросил профессор. — Знаете... извините, пожалуйста... прямо с работы... срочный заказ  был".  Студент немного растерян, не решается войти в аудиторию. Он полагает, что выполнение срочного заказа оправдывает его  опоздание. Речь его сбивчива, предложения не завершены.  Экзаменационный билет с вопросом о "Слове о полку Игореве" оказался "неудачным". Произведение он не читал, а лишь  "просмотрел". Николай понимает, что его рассказ о произведении неинтересен. Ему не по себе. Стыдно также выслушивать  справедливые укоры профессора: "Меня интересует человек, русский человек, который не удосужился прочитать величайшее  национальное произведение". Но еще обиднее отвечать на вопросы: "Вы сами пошли учиться?.. В люди хотели выйти?  Николай сдержанно и тихо сказал: “Не надо так...”  Реплика студента многозначительна. Не надо так поспешно и необоснованно судить о человеке. Но если он спокойно  реагирует на бестактность профессора; то прозвучавшая издевка в реплике педагога больно его задела.  "— Ах, досада какая! Как же это он, попал в плен?!  — Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь", — произнёс студент резко и решительно. "И встал". Преподаватель  вынужден был изменить тон разговора, но ненадолго. Никола пришлось сдержать себя, когда вновь в приказном тоне Григорьёв  спросил:  — Как чувствует себя человек в плену? Неужели даже этого не понимаете?  Профессор проявляет душевную глухоту, задает множество вопросов о плене, побеге, не думая о том, что у студента, моя  быть, нет желания и настроения незнакомому человеку об этом поведать. Николай "не знал, как держать себя". Но вот  неожиданно Григорьев поделился своими чувствами и мыслями о прошлом Родины. И студент с особой деликатностью отнесся к  "исповеди" профессора. Григорьев отдает должное тактичное Николая. "Это хорошо, что вы меня понимаете".  Рассказчик (это ощутимо в его лаконичных отступлениях) относится с симпатией к Николаю. “Студент — рослый парняга” с  простым хорошим лицом"; "Глаза у парня правдивые и неглупые". Нравится студент и Григорьеву: "Глядя на парня, на его  строгое, крепкой чеканки лицо, профессор почему-то подумал что автор "Слова..." был юноша... совсем-совсем молодой".  В реакции студента на выставленную оценку проявила его порядочность, требовательность к себе. Выйдя из аудитории, он не  спешит заглянуть в зачетку, опасается, "что там стоит "хорошо" или, что еще тяжелее, — "отлично".  Ему было стыдно. "Хоть бы "удовлетворительно", и то хватит",— думал он". Увидев неудовлетворительную оценку, был  несколько удивлен. Оценка не соответствовала тому, как Григорьев с ним расстался, но она его не огорчила. Он даже  засмеялся над тем, что мог подумать о снисходительности к нему преподавателя. Оценка справедлива. И никаких обид.  Наоборот, у Николая сохранилось чувство уважения к влюбленному в свое дело человеку. А вот профессорское  пожелание-запись в подаренной книге ("Учись, солдат. Это тоже нелегкое дело") не произвело на него впечатления- он сам  это хорошо понимал.  Николай как характер духовно близок автору, который ценил в людях чувство достоинства, честность и воспитанность.  Григорьев — характер "своенравный и, его поведение порой непредсказуемо. Он фанатически любит "Слово..." и простить  не может студенту, который умудрился не прочесть "величайшее национальное произведение". Григорьева интересует все,  что связанно с его любимым произведением. Кем был автор памятника, каков был мир чувств и переживаний его героев  Слова...". Вот почему так важно для него узнать у Николая как он попал в окружение, что пережил в плену, о чем  говорили между собой военнопленные. Старый педагог чувствует свою нерасторжимую связь с эпохой, когда было создано  ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОММЕНТАРИЯХ
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы