Сочинение: Дружба русского офицера с горской девочкой, или как победить можно-национальную вражду?

Сочинение: Дружба русского офицера с горской девочкой, или как победить можно-национальную вражду?
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Взаимоотношения пленников и их хозяев в рассказе «Кавказский пленник» Еще сочинения по заданной темеАнализ эпизода побега Жилина в рассказе «Кавказский пленник»Урок: «Образ Дины в новелле Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»Герои рассказа «Кавказский пленник» Жилин и КостылинЗначение суффиксов для русской литературыСочинение по роману. Булгакова «Белая гвардия»Глаза персонажей произведений БулгаковаРабочая программа по литературе в 5 классеВ беседе о взаимоотношениях пленников и их хозяев обратим внимание на те нравственные вопросы, которые возникают при чтении. Как относится к Жилину его хозяин Абдул-Мурат? Все видят, что хозяин - добрый человек, умеет ценить смелость и мастерство пленника, но для него Жилин - враг. После того как пленных вернули из побега, он не смеется, разговаривает с ними враждебно, грозится убить. Ясен вывод: люди могли бы жить в дружбе, но этому мешает национальная рознь, приводящая к войнам. И еще мешает корысть: хозяин ждет выкупа за пленных, они денег стоят. В обществе сложилась привычка видеть в .другом человеке врага, источник обогащения, а не такого же человека. Особенно актуально звучат мысли писателя сейчас, когда обнаружилась вся опасность такого взгляда для самого существования человечества.А за что татары уважают Жилина? Нам расскажут, что Жилин «на  всякое рукоделье  мастер  был»,  делал кукол  для у себя и т. д. Простые люди всех наций одинаково ценят мастерство, слава мастера доходит до других селений. Остановиться на этом, вызвать у школьников уважение к труду, к умению трудиться - также важно. Ведь для Толстого труд - это то, что роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщенность, это незыблемая основа общечеловеческой нравственности.Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам? Это старик, который жил под горой.Перечитав портрет старика, все найдут выразительные сравнения, которые передают авторскую оценку: «нос крючком, как у ястреба», «как волк озирается». Потом мы узнаем, что старик не всегда был таким, а сделало его похожим на зверя то, что он живет ненавистью. Война лишила его семьи, сам он убил собственного сына, перешедшего на сторону русских. Вот и живет он одной враждой, которая вытравила в нем все человеческое. Этот образ ярко выражает мысль Толстого об античеловечности войны, межнациональной вражды. И снова мы видим, как актуальны эти мысли сегодня.Но писатель верит, что единение людей возможно, что рознь можно преодолеть. Взрослым людям трудно найти общий язык, они привыкли к установившимся порядкам, не знают других. Но все не заражены искаженными взглядами, им более доступно истинно человеческое понимание добра и зла. И Толстой изображает дружбу хорошего простого человека Жилина с горской девочкой Диной. Он показывает, что дружба возможна, даже если народы разделены враждой, что национальные преграды преодолимы.Дина очень нравится читателям, и надо умело использовать их симпатию, чтобы углубить понимание образа и тем самым вложить крупицу в интернациональное воспитание нас. Хорошо начать с устного рисования портрета. В рассказе дважды дан портрет Дины, увиденной глазами Жилина: когда он ее впервые видит и в последней главе. В них много общего. Толстой любит, показывая человека, подчеркнуть в портрете одну-две черты. В изображении Дины выделяются «черные, светлые» (как наса это представляют?), блестящие, как звездочки, глаза, светящиеся добротой, любовью. И другая черта - ее движения. В первый раз, когда Жилин ее видит, она прыгнула, «как коза дикая». И в шестой главе она легко бежит, «как козочка прыгает». Сравнение сходное, но разница в эмоциональной окраске: вначале Жилин смотрит на нее с любопытством, в конце - с любовью и грустью.Портрет Дины в шестой главе дает возможность также обратить внимание читателей на художественные средства передачи авторского отношения, поэтому можно, кроме  предложенного в учебнике («С помощью каких слов и сравнений Л. Н., Толстой передает ее пугливость, легкость, живость?»), подумать и над тем, какие слова помогают передать симпатию к Дине. Вот она «присела на корточки, коленки выше головы торчат»; «глазенки блестят, как звездочки»; «над самой ямой, как у кошки, у Дины в темноте глаза светятся». Вот Дина пытается сбить замок с колодки, «да ручонки тонкие, как прутики». Вот, прощаясь с Жилиным, «как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору, как козочка прыгает». Все эти картины эмоциональны, такой видит девочку Жилин, он любуется ее быстрыми, ловкими движениями, любит ее, жалеет: немного в ее детской жизни радостей. И отношение героя передается в сравнениях, в уменьшительных словах («глазенки», «ручонки»), во внимании к каждому ее движению.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы