Сонатно-симфонический цикл на примере любой симфонии

Сонатно-симфонический цикл на примере любой симфонии
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Принципиально новаторским явлением в области инструмен­тальной музыки XVIII века было формирование так называемого «сонатно-симфонического цикла» в его жанровых разновид­ностях (соната, трио, квартет, концерт, симфония). Сонатно-симфонический цикл состоял обычно из трех или че­тырех отдельных частей (сонатное allegro, медленная часть, менуэт, быстрый финал). Первая часть — сонатное allegro — наиболее важная. Чаще всего она концентрирует конфликтную сущность произведения. Этому способствует тематический контраст главной и побочной партий в экспозиции и их интенсивное развитие в разработке, где в развертывании музыкальной ткани достигается большая динамика. Вторая часть (медленная)— средоточие лирических эмоций, сфера раздумий, размышлений. Третья часть вносит жанрово-танцевальный элемент. Быстрый финал, часто народ­но-жанрового характера, содержит итог, вывод из всей концеп­ции цикла. Таким образом, все части сонатно-симфонического цикла, образующие высокое художественное единство, отража­ют разные стороны жизненной реальности — драматическую, лирическую, жанрово-бытовую.Новые композиционные принципы соответствовали более вы­сокому уровню передового общественного сознания. Наивысшего развития сонатно-симфонический цикл достиг в классическом симфонизме, явившемся своеобразным отражением типических явлений действительности в обобщенных образах музыкального искусства. Возникновение сонатно-симфонического цикла было, конеч­но, исторически подготовлено, и истоки его многообразны. В основе итальянской и французской оперной увертюры, где сме­няли друг друга медленные и быстрые разделы, уже лежал принцип цикличности. Существовал и полифонический цикл «прелюдия и фуга».Известную роль в формировании сонатно-симфонического цикла сыграла старинная танцевальная сюита, которая пред­ставляла собой чередование разнохарактерных, контрастирую­щих друг с другом частей. Таковы были сюиты французских клавесинистов Куперена, Рамо, а также И. С. Баха (француз­ские и английские сюиты, партиты), Генделя и многих других композиторов разных стран. Одна из частей сюиты — менуэт — стала впоследствии составной частью классического сонатно­симфонического цикла. В оркестровом концерте (concerti grossi А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, Бранденбургские концерты И. С. Ба­ха) тоже были заключены истоки будущего сонатного цикла. Что же касается приемов тематического развития, то они лежали в основе инструментальных сочинений И. С. Баха (кон­церты, сонаты, сюиты). Таким образом, между музыкальным искусством второй половины XVIII века и предшествующей эпо­хи существовали определенные преемственные связи.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы