Сотирическое обличение нового быта в произведениях М. Зощенко, Ильфа и Петрова, М. Булгакова

Сотирическое обличение нового быта в произведениях М. Зощенко, Ильфа и Петрова, М. Булгакова
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Сатирическая проза 1930 годов (М, Зощенко, М. Булгаков, Ильф и Петров) В советское время литература во многом упрощалась и обеднялась. Это выражалось в том, что книги таких писателей, как Зощенко, Булгакова и Ильфа и Петрова оказались недоступными читателю, а суть их творчества — извращенной и оклеве­танной. Но, несмотря на жестокий идеологиче­ский контроль, духовное сопротивление в ли­тературе никогда не прекращалось.   На долю Михаила Михайловича Зощенко выпала слава, редкая для человека литера­турной профессии. Ему понадобилось всего три-четыре года работы, чтобы в один пре­красный день вдруг ощутить себя знамени­тым не только в писательских кругах, но и в совершенно не поддающейся учету массе чи­тателей.  На что же  была направлена сатира М. Зощенко? Он писал о человеке, который «живет в великое время, а больше всего озабочен водопрово­дом, канализацией и копейками. Человек за мусором не видит леса». Ему надо было от­крыть глаза. В решении этой задачи и увидел Михаил Зощенко свое назначение. Это и стало впоследствии великим литературным достиже­нием этого уникального писателя. Темы его рас­сказов разнообразны — это неустроенный быт, кухонные «разборки», жизнь бюрокра­тов, обывателей, чиновников, комичные жиз­ненные ситуации. Читая произведения Зо­щенко, мы отчетливо представляем себе Москву 1920—1930 годов. Мы видим комму­налки, тесные общие кухни с чадящими при­мусами, где частенько разгораются ссоры, а иногда и драки. Мы вместе с автором сме­емся над жуликом, дрожащим перед вызовом в прокуратуру, над обеспеченными молоды­ми людьми, которые готовы жениться, даже не рассмотрев будущую жену. У И. Ильфа и Е. Петрова — новел­листов и фельетонистов — можно обнаружить те же тенденции. Широкая сфера интере­сов писателей, пытливое исследование при­чин многообразных отрицательных явлений жизни запечатлелись в новеллах, фельетонах Ильфа и Петрова. Сатириков волновало все — от коренных вопросов строительства новой культуры до организации разумного отдыха в парках и внешнего облика человека. Высту­пая против тех, кто извращает законы и нрав­ственные нормы, Ильф и Петров были суровы и беспощадны к бюрократам, перестрахов­щикам, к многочисленным фактам равнодушия и черствости. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» соединили в себе и яркость характеров, и ко­мизм положений, в которые попадают герои. Сатира в них направлена на уходящий мир (который в произведении представлен Ипполитом Мат­веевичем), на то, что у людей не осталось ни­каких духовных ценностей — Эллочка Людо­едка одна из таковых. Похождения Великого Комбинатора, как называет себя главный ге­рой двух романов, — это похождения неза­урядного плута, проходимца, насмешника. Но ведь мы каждый день сталкиваемся с таки­ми же персонажами, и это как никогда актуально на сегодняшний день Сатира, словно прожектор, высвечивает все недостатки и пороки общества. В самом начале нашего века писатель, которому суж­дено было столкнуться с жестокостью жизни и непониманием своего творчества, создал бессмертный роман «Мастер и Маргарита». Звали его Михаил Афанасьевич Булгаков. Сатира Булгакова несколько напоминает нам произведения Салтыкова-Щедрина. Ро­ман «Мастер и Маргарита» дает нам яркое представление о жизни Москвы в те далекие годы: примитивность жилищных условий, тяжбы из-за квартир. Недаром Воланд заме­чает, что квартирный вопрос совершенно ис­портил москвичей. В романе нашли свое от­ражение и начинающиеся в тридцатые годы массовые незаконные аресты. Так квартира номер пятьдесят, в которой поселился Воланд, и прежде «пользовалась дурной сла­вой», потому что и до его появления из нее бесследно исчезали жильцы. И понятна мгно­венная реакция Степы Лиходеева, который, едва увидев, как описывают квартиру погиб­шего Берлиоза, еще ничего не зная о его судьбе, трусит и с огорчением вспоминает, что как раз всучил ему статью для напечатания и вел с ним сомнительные разговоры. В этой сцене отчетливо ощущается атмосфе­ра доносов и подозрительности, такая типич­ная для тридцатых годов. Поместив в Москву тридцатых князя тьмы Воланда и его свиту, Булгаков обнажает внутренний мир доносчи­ков, развратников, сутяг и прожигателей жиз­ни. Воланд появляется, чтобы покарать взя­точников, лихоимцев, предателей. Суд вер­шится над ними не по законам добра, а наоборот, они предстают перед судом пре­исподней. Сеанс черной магии, который Воланд дает в столичном варьете, в прямом и переносном смысле «раздевает» присутст­вующих граждан. Итак, традиции, заложенные русской сати­рой XIX века, были блестяще развиты писате­лями начала XX века — Зощенко, Булгаковым, Ильфом и Петровым. Эти традиции продол­жают развиваться и в современной литерату­ре. Я думаю, что наше время тоже остро нуж­дается в крупных талантливых сатириках. А темы и материал, на мой взгляд, писатели с легкостью могут найти в нашей действи­тельности жизни.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы