В чем новые органы государственного управления на ваш взгляд были совершеннее пр?
В чем новые органы государственного управления на ваш взгляд были совершеннее пр??жних
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
На протяжении XVII в. организация власти и управления в
России пережила значительные изменения. Ушли в прошлое Земские соборы,
сложилась разветвлённая система приказов, управление на местах перешло в руки
назначаемых из центра воевод. Светская власть окончательно восторжествовала над
церковной после "дела Никона".
Т. н. м. система управления оставалась во многом архаичной.
Функции разных приказов переплетались. Сосуществовали отраслевые и
территориальные приказы. Нередко один и тот же приказ ведал и управлением, и
судом, и сбором налогов. Методы работы в приказах и др. органах управления
оставались патриархальными, делопроизводство неразвитым. 12 ЯН 1682 было
отменено местничество, но карьера служилого человека по-прежнему определялась
его происхождением. Главный орган управления - Боярская дума - формировался на
основе родовитости, вследствие чего работоспособность его была зачастую
невысока.
Старая система управления была не в состоянии справиться с
обширными новыми задачами, поставленными Северной войной, требовавшей
решительности и оперативности. Это побудило Петра I провести её реформу,
которая проходила на протяжении ряда лет. Новые органы управления поначалу
встраивались в прежнюю систему и сосуществовали со старыми. Лишь к к.
царствования Петра I новая система сложилась окончательно.
Пётр не имел заранее строгого плана преобразований, однако,
несомненно, руководствовался популярными в то время теориями государства и пр.
всего - теорией камерализма. Камерализм требовал разделения функций отдельных
звеньев управленческого аппарата, четкого определения круга обязанностей
чиновников, персональной ответственности, учёта документации.
Пётр I считал, что он один знает, в чём состоит благо
государства, а сопротивление его воле проистекает лишь от неразумия и лени. Для
принуждения подданных к исполнению благодетельной монаршей воли и требовался
мощный аппарат управления.
Реформа центрального управления
Уже в 1701 Пётр I создал т. н. консилию министров, в ведение
которой перешли важнейшие дела, прежде решавшиеся Боярской думой. Дума не была
упразднена, но постепенно перестала собираться. В "консилии" были
установлены строгий порядок работы, регистрация документов, ведение протоколов,
отчётности. Каждый министр отвечал за свой круг обязанностей. Так происходила
бюрократизация управления. 11 ФВ 1711 "консилию" министров сменил
Правительствующий Сенат, на время нередкого отсутствия царя становившийся
коллективным главой государства. В первую очередь Сенат занимался поддержанием
торговли, сбором налогов, контролем за правосудием. Решения принимались
сенаторами коллективно и вступали в силу с общего согласия. Сенат располагал
собственной канцелярией, которая постепенно разрослась и превратилась в весьма
громоздкое ведомство.
В 1718 были созданы 12 коллегий, заменившие большинство
приказов. Коллегии были построены по отраслевому принципу. С созданием коллегий
за Сенатом остались функции контроля, высшей судебной инстанции и
законосовещательного органа при монархе.
12 ЯН 1722 для надзора за деятельностью государственного
аппарата была создана должность генерал-прокурора Сената. Подчинённые ему
прокуроры назначались во все государственные учреждения. Первым
генерал-прокурором был Ягужинский П. И.
Наряду с прокуратурой надзор за должностными лицами
осуществляли тайные агенты - фискалы. Они не несли ответственности за ложный
донос, а в случае подтверждения сообщенных сведений получали половину штрафа,
наложенного на преступника. Государство поощряло и доносы рядовых подданных.
Особенностью системы управления при Петре I являлась
возможность личного вмешательства монарха в решение любого вопроса, минуя
государственные органы. Для этого у Петра был личный аппарат - т. н. Кабинет
Его Императорского Величества, который возглавлял кабинет-секретарь Макаров А.
В.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы