В чем различия пейзажной лирики Тютчева и фета

В чем различия пейзажной лирики Тютчева и фета
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается. Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет - совсем другой. Его поэзия не только иррациональна, она импрессионистична. В стихах Фета и Тютчева философия совершенно различна. Возьмем, например, мотивы дня и ночи, которые противопоставлены. С одной стороны, и у Фета, и у Тютчева истина открывается человеку ночью, но, с другой стороны, - истина эта разная. У Фета ночь сияет: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. У Тютчева ночь открывает человеку хаотичность природы, но этим не исчерпывается: Лишь жить в себе самом умей Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи.. . Истина Фета - с крыльями, у нее есть свет.. . А вот у Тютчева день - это обнаружение природы мира, и человек может наслаждаться мгновенной красотой. Для Фета ночь не только не отменяет человеческого существования, но и позволяет ему чувствовать себя освобожденным. Ночь -момент соединения человека с миром: "сердце цветет" ночью. Ночь и день для Фета едины. На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит.. . В лирике Фета герой всегда стремится к прекрасному, независимо от того, несет это прекрасное радость или трагедию. И мгновение прекрасного, импульсы его- как "свет звезды". Ему (Фету) хочется, чтобы свет лился все время. "А счастье где? Не здесь... ", и все-таки- "за ним, за ним". В его стихах сохраняется не только потребность, но и надежда на возможность присоединиться к миру, который дает счастье. У Тютчева же человек всегда на краю бездны, в которую он вглядывается. Это одновременно безмерная бездна космоса и таинственная жизнь Вселенной. Поэта интересует сознание человека, находящегося на границе между жизнью и смертью, сном и пробуждением. Его интересует промежуточное состояние в жизни человека или природы, когда смешиваются краски; что было ясно - ставится под сомнение. Такое промежуточное, неустойчивое состояние он показывает в стихотворении "Тени сизые смесились": Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул - Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул.. . Очень часто лирику Тютчева называют натурфилософской, так как возникает целая система символов, которые связывают мир человека с миром природы (ветер, радуга, фонтан) . Характер описываемой природы часто совпадает с настроениями лирического героя, Тютчев наделяет ее человеческими чувствами. Например, в стихотворении "Фонтан" поэт описывает низвержение воды и параллельно ведет философские рассуждения. Во многих стихотворениях природа у Тютчева одушевлена; она живет и действует, как человек. Она мыслит, дышит, радуется, грустит. Так, весенние воды в одноименном стихотворении "бегут и будят сонный брег", "гласят во все концы", а зима "злится", "хлопочет", "ворчит". Природа занимает такое же большое место и в лирике Фета. Он воспринимает ее как живой организм, стремится зафиксировать малейшие изменения в ее состоянии: Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря.. . Создается впечатление, будто Фет угадывает каждое движение, различает полутона, блики. Изменения "милого лица" и изменения в природе - такой параллелизм типичен для фетовских стихов. У Фета нет живых и вполне определенных образов, а есть привлекательные, но почти всегда бледные, неясные очертания: Уноси мое сердце в звенящую даль, Где, как месяц за рощей печаль... . При всей трагичности многих стихов Фета ощущение счастья бытия для поэта близко. У Фета - при всей дерзости его метафор - перед нами мир, все объединяющий. Образуется как бы бездна мира и счастья. Для Фета характерна
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы