Возрождение в живописи . МХК

Возрождение в живописи . МХК
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Возрождение (Ренессанс) - (франц. Renaissance), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14 - 16 вв., в других странах конец 15 - 16 вв..), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени.  Отличительные черты культуры Возрождения, антифеодальные в своей основе: светский, антклерик. характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название).  Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 веков его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др.  Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.).  Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб.  В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома.  Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Бруннелески, Алберти, Браманте, Плалладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.  Художники (Донаттело, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в т. ч. обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа.  Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1535 - 56) Рабле, драмы Шекспира, романа "Дон Кихот" (1605 - 55) Сервантеса и других, органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия.  Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героические поэмы Ариосто, Тассо, антиклерик. сатира (трактат Эразма Роттердамского "Похвала глупости", 1511, и др.) в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения.  В музыке Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (Фичино) и пантеизма (Патрици, Бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий).  Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отмечали потребностям зарождавшегося буржуазного общества.  Три столетия — огромный исторический период — которыми датируется Возрождение, конечно же, не одинаковы. Ренессанс, как любая культурная эпоха, имевшая генетическую связь с предшествовавшим и давшая мощный импульс для все-го будущего искусства, пережил свое зарождение, становление, расцвет и угасание. К тому же, в разных странах Европы ренессанская культура сложилась не одновременно, ранее всего, как мы знаем, — в Италии, точнее, в городах-республиках Италии, позже — во Франции (не забудем, что в первой половине XV в., времени расцвета гуманизма в Италии и блестящего ренессансного искусства на территории Франции еще продолжается тяжелая война с Англией — Столетняя война, задержавшая развитие французского искусства), в Нидерландах, Чехии, Германии. Ренессанс вне Италии, особенно фламандский (нидерландский) и немецкий, обычно именуется Северным Возрождением.  В искусствоведческой литературе эпоху Возрождения так и подразделяют на периоды по столетиям, причем, еще со времен Вазари вошло в обыкновение столетия называть по-итальянски: трехсотые годы (то есть тысяча трехсотые, XIV в.), четырехсотые, пятисотые. Но есть еще и Предвозрождение — искусство XIII в., в Сиене и Флоренции уже значительно подготовившее ренессансный взлет.  Итак:  ХШ век — Дученто (ducento, «двухсотые», то есть 1200-е) — Проторенессанс (предвозрождение}.  XIV век — Треченто (trecente, 1300-е) — Раннее Возрождение.  XV век — Кватроченто (quatrocento, 1400-е) — Высокое Возрождение.  XVI век — Чиквиченто (cinquiccento) — Позднее Возрождение.  Но не надо забывать, что всякая периодизация условна. И редко творчество и судьба какого-то большого художника укладывается в рамки одного конкретного периода. 
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы