ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2015–2016 уч. г. (ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП) (8 класс) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итог 4 5 6 5 5 18 8 3 5 9 68 1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) количество букв не равно колич...
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2015–2016 уч. г.
(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
(8 класс)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итог
4 5 6 5 5 18 8 3 5 9 68
1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) количество букв не равно
количеству звуков. Обоснуйте ответ.
Карандаш, верный, подъезд, сдаёшь, летишь, раскраска, ястреб, бородатый.
2. Замените в отрывке из стихотворения выделенные слова современными
общеупотребительными синонимами.
О вы, которых быстрый ЗРАК
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
ЯВЛЯЕТ ЕСТЕСТВА УСТАВ,
Вам путь известен всех планет, –
Скажите, что нас так МЯТЕТ?
(М.В. Ломоносов)
3. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: вешалка, кобылка,
пересылка, грелка, тарелка. Один учащийся сделал это так:
корень, суффикс
глагола,
суффикс -лк-,
окончание
приставка, корень,
суффикс -лк-,
окончание
корень,
суффикс -к-,
окончание
корень, окончание
веш-а-лк-а
гр-е-лк-а
пере-сы-лк-а кобыл-к-а тарелк-а
Найдите ошибки учащегося и объясните их.
4. Даны четыре фразеологизма на иностранных языках со значением «вести
бесцельный, бесполезный разговор; заниматься бесполезным, ненужным
делом»:
млатити празну сламу («обмолачивать пустую солому», сербскохорв.);
to beat the air («бить воздух», англ.);
donner un coup d’épée dans l’eau («бить шпагой по воде», франц.);
dar vueltas a la noria («ходить кругами вокруг колодца», исп.).
1. Укажите, какой из приведённых фразеологизмов возник по схеме образного
переосмысления ситуации, отличающейся от той, на основе которой построены
другие фразеологизмы; объясните, в чём заключается различие в схемах.
2. Напишите русский фразеологизм с тем же значением. Объясните, на основе
какой образной схемы построено его значение. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2015–2016 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
2
5. Раскройте скобки в приведённых ниже наречиях и наречных выражениях и
напишите их без ошибок.
стоять (на)вытяжку (на)диво умна
идти (по)двое говорили (на)перебой
мечтать (в)тайне денег (в)обрез
забежать (на)днях ударил (на)отмашь
рубить (с)плеча взять (на)прокат
6. Дано предложение: Новое – хорошо забытое старое.
Сколько в этом предложении прилагательных? Ответ обоснуйте.
7. В предложениях на месте пропусков поставьте, где нужно, запятые.
Объясните свой выбор.
1) Будучи в Вятке проездом_ мой приятель-художник успел сделать несколько
выразительных набросков городских улиц.
2) В молодости дед мой слыл силачом: он _ играючи_ подымал угол хаты,
чтобы поправить сдвинутый в фундаменте камень.
3) Что, сударь, плачете? Живите-ка _ смеясь!
4) Смеясь_ он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.
8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования
(перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.
Пример: Кекс Али (ответ: лексика).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Тити и Скалс.
9. Прочитайте отрывок из стихотворения.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
(А.С. Пушкин)
• Укажите все явления в тексте, которые выходят за пределы современных
грамматических норм, как они представлены в школьном курсе русского
языка.
• Объясните, в чём заключается несоответствие отмеченных вами языковых
явлений современным грамматическим нормам; выскажите предположение
о причинах употребления этих грамматических форм в тексте А.С. Пушкина.
• Ответ оформите в виде таблицы:
Явления, выходящие за пределы
современной грамматической
нормы
Современная норма.
Причины употребления формы
в текстеВсероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2015–2016 уч. г.
Школьный этап. 8 класс
3
10. В древнерусском языке [ě] (ѣ) произносился как звук, близкий к дифтонгу
[ие]. Дальнейшая история звука [ě] (ѣ) в восточнославянских языках была
различна: в говорах, лёгших в основу украинского языка, усилилась первая
часть дифтонга [и] (i), а в говорах, лёгших в основу русского и белорусского
языков, усилилась вторая часть дифтонга [е] (е).
Напишите данные древнерусские слова на русском, украинском и белорусском
языках:
Свѣтъ – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).
Лѣсъ – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.).
Вѣра – ……..(рус.); ……… (укр.); ………(бел.)
Ответ(ы) на вопрос:
Если тебя взяли на олимпиаду, значит не просто так, давай сам ))
Не нашли ответ?
Похожие вопросы