Занятия и характер Плюшкина в поэме мертвые души
Занятия и характер Плюшкина в поэме мертвые души
Ответ(ы) на вопрос:
Плюшкин стоит в ряду героев-скупцов в мировой литературе: Шейлока В. Шекспира, Гобсека О. Бальзака, Скупого рыцаря А. Пушкина. Скупец-расточитель — суть характера Плюшкина.
Плюшкин занимает особое место в системе персонажей "Мертвых душ". "Герой.. . с развитием".
История жизни есть только у Плюшкина, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от настоящего и что-то в нем объясняло. (Ноздрев "в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был восьмнадцать и двадцать... ") Если нет прошлого — нет и будущего. Двух героев "Мертвых душ" Гоголь предполагал воскресить в последующих томах Чичикова и Плюшкина. И именно они в поэме — герои "с развитием". Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в "Мертвых душах".
Черты маниакальной скупости сочетаются в Плюшкине с болезненной подозрительностью и недоверием к людям. Сберегающий старую подошву, глиняный черепок, гвоздик или подкову, он обращает в пыль и прах все свое богатство: тысячами пудов гниет хлеб, пропадает множество холстов, сукон, овчин, дерева, посуды. Заботясь о ничтожной мелочи, проявляя грошовую скаредность, он теряет сотни и тысячи, пуская по ветру свое состояние, разоряя семью и дом, родовое поместье.
Полностью соответствует образ Плюшкина картине его имения, которая предстает перед читателем. Тот же распад и разложение, абсолютная утрата человеческого облика: хозяин дворянской усадьбы выглядит, как старая баба-ключница.
"А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! " В этот период своей истории он как бы соединяет в себе наиболее характерные черты других помещиков: у него учились хозяйствовать, как у Собакевича, он был примерный семьянин, как Манилов, хлопотлив, как Коробочка. Однако уже на этом этапе жизни Плюшкин сравнивается с пауком: "...везде, во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал.. . по всем концам своей хозяйственной паутины". Запутавшись в сетях "хозяйственной паутины", Плюшкин начисто забывает о душе своей и чужой. Не зря наблюдательный Чичиков в разговоре с ним спешит заменить слова "добродетель" и "редкие свойства души" на "экономию" и "порядок".
Моральная деградация Плюшкина происходит не столько в силу биографических причин (смерть жены, бегство старшей дочери с "штаб-ротмистром Бог весть какого кавалерийского полка", ослушание сына, вопреки воле отца пошедшего в полк, наконец смерть последней дочери) , сколько потому, что "человеческие чувства, которые.. . не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине".
Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе. Горестны рассуждения автора о постепенном охлаждении, очерствении человеческой души, которыми он открывает главу о Плюшкине. Впервые в поэме автор после описания Плюшкина напрямую обращается к читателю с предостережением: "Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! "
Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков. Он как бы являет собой последнюю степень нравственного падения. Почему не Манилов, не Собакевич, не Коробочка названы страшным гоголевским словом "прореха на человечестве", а именно Плюшкин? С одной стороны, Гоголь рассматривает Плюшкина как явление уникальное, исключительное в русской жизни ("...подобное явление редко попадается на Руси, где все любит скорее развернуться, чем съежиться"). С другой стороны — его роднят с героями поэмы бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких чувств и возвышенных мыслей. В ряду "мертвых обитателей, страшных неподвижным холодом души своей и пустотой сердца", Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение процесса расчеловечивания человека.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы