Дипломная работа: Дидактическая игра, как средство развития творческой и познавательной активности школьников
Квалификационная работа на дополнительную специальность «Преподаватель»
Дидактическая игра как средство развития творческой и познавательной активности школьников
Научный руководитель:
к. б. н., доцент каф. зоологии Голикова Е.А.
Выполнила:
студентка 252 группы Ивашева Н.В.
Сыктывкар 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Обзор литературы
1.1 Дидактическая игра как средство развития творческой и познавательной активности школьников
1.2 Классификация дидактических игр
1.3 Примеры игр и игровых моментов на уроках биологии
Глава 2. Экспериментальная часть
Заключение
Список литературы
Введение
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.
Ф. Шиллер
(Конюшко и др., 2004)
В современном мире высокими темпами развивается наука, увеличивается скорость поступления и переработки информации. По данным учёных, за один 2000 год научных открытий было сделано в шесть раз больше, чем за шесть предыдущих лет. Человек буквально летит стрелой по жизни. Во всех сферах бытия произошли кардинальные изменения, не исключение и образование.
Использование дидактических игр актуален, так как он тесно связан с решением проблемы школы «Гуманизация учебно-воспитательного процесса». Данный опыт позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Он позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз превышающий обычный урок (Алексеева, 2006).
Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал (Безух, 2005).
Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.
Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Методы активного обучения подразделяются на не имитационные и имитационные. Имитационные методы подразделяются на неигровые и игровые.
Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский (цит. по: Алексеева, 2006).
Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя – это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.
Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс (Алексеева, 2006).
Игра будит мотивацию ребёнка к достижению желаемого учителем результата. Игра превращает учебник из злейшего врага в верного друга. Игра формирует навыки, доводит действия до автоматизма, а маленький человек понимает, что одних навыков недостаточно, необходимы знания и умения. Но всё это при условии, что роли распределены равномерно, и учитель - не давящий авторитетом всезнайка, а друг, готовый в любую минуту помочь(www.первое сентября.ru).
Объект: учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
Предмет: дидактические игры.
Цель: изучение учебной игровой деятельности как средство развития творческой и познавательной активности учащихся.
Задачи:
- сделать анализ литературы об использовании игры в педагогической деятельности;
- выявить основные требования, предъявляемые к игре на уроках;
- выделить типы игровых уроков;
- применить элементы игры на уроке биологии.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--