Дипломная работа: Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с патологией зрения в процессе игровой деятельности
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 глава. Теоретические аспекты формирования звукопроизношения у слабовидящих дошкольников с патологией речи
1.1 Психофизиологический аспект формирования звукопроизношения у слабовидящих детей
1.2 Лингвистический и психопедагогический аспекты изучения звуковой стороны речи
1.3 Компенсаторное значение речи
1.4 Развитие речи детей с нарушениями зрения
1.5 Игра как средство формирования речи слабовидящих детей
2 глава. Методические аспекты формирования звукопроизношения у слабовидящих дошкольников с патологией речи
2.1 Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения
2.2 Методика коррекционной работы по звукопроизношению с детьми, имеющими нарушение зрения
3. глава. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию звукопроизношения у слабовидящих дошкольников старшего возраста
3.1 Выявление уровня сформированности звукопроизношения у слабовидящих дошкольников старшего возраста
3.2 Организация работы по формированию и исправлению недостатков звукопроизношения у детей, имеющих нарушение зрения
3.3 Выявление эффективности игровых упражнений для устранения нарушения звукопроизношения у детей c нарушением зрения старшего дошкольного возраста
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Введение
Известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. Благодаря зрению, он свободно ориентируется в пространстве и с самого рождения ребенка все его действия и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. В формировании звукопроизношения важное значение имеет рассмотрение анатомно-физиологических и психических предпосылок овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте.
Речь осуществляется деятельностью сложного анатомно-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов, и все органы речи неразрывно взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти и недостаточной сформированностью речевого или фонематического слуха, способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя уже в значительной степени, ребенок овладевает речью, но она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Полноценное усвоение звукопроизношения тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии устной речи, как правило, возникают нарушения письменной речи различной тяжести в школе, понятно, что ни один ребенок не может научиться сразу правильно читать и писать. Все дети проходят стадии первоначального обучения, на котором у них бывает большее или меньшее количество ошибок.
Если недостаточно развито звукопроизношение, то у ребенка возможны нарушения и других компонентов речи: лексики, грамматики, фонетики, которые могут привести к нарушению письма и чтения в школе.
Одним из средств формирования звукопроизношения видится такая организация коррекционно-воспитательного процесса, когда задачи формирования правильного звукопроизношения по автоматизации и дифференциации тех или иных звуков включаются в различные режимные моменты, дидактические игры и упражнения. Роль упражнений и игр в коррекционной работе велика, так как у детей с нарушением зрения значительно позже формируются предпосылки игровой деятельности.
1. Глава. Теоретические аспекты формирования звукопроизношения у слабовидящих дошкольников с патологией речи
1.1 Психофизиологический аспект формирования звукопроизношения у слабовидящих детей
Многие психологи и физиологи занимались данной проблемой, по подготовке слабовидящих детей к школе на разных этапах развития, созданию методов и путей лечебно-воспитательной работы.
На современных этапах развития тифло-психолого-педагогической науки весьма важным является исследование, которое отражает не только содержание и методы психолого-педагогического воздействия, но и рассматривает его связи с лечебно-воспитательной работой. При этом теоретический анализ органической взаимосвязи и взаимозависимости обучения и лечения в условиях личностного подхода позволяет нам рассмотреть коррекционную работу с позиции таких дефиниций как «педагогическая медицина» и «медицинская педагогика». В работах ряда авторов: Л.И. Медведь (1976), Л.А. Григорян (1980), В.П. Жохова (1980, 1986), ЛИ. Плаксиной (1986) показаны конкретные пути взаимодействия медицины и педагогики в зависимости от состояния зрения, здоровья ребенка и уровня его психофизического развития. Современное развитие тифлопсихических, тифлопедагогических знаний осуществляется не только в направлении глубокого изучения тотального дефекта, но и расширение понятия зрительного дефекта за счет дифференциации детей. (Частичное поражение зрительного анализатора). [№18. М. 1998. стр. 7-9]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--