Дипломная работа: Критерии готовности педагогов к использованию экспериментирования
Выполнила:
Авхадиева Г.И.
ст. воспитатель МДОУ № 79
2009
Содержание
Введение
Глава I. Научно-теоретические аспекты проблемы
1.1 Психолого-педагогические исследования в области применения экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников
1.2 Структура и содержание педагогического мастерства
1.3 Педагогические условия, обеспечивающие эффективность освоения педагогами метода экспериментирования
Глава II. Содержание и технология опытно-экспериментальной работы
2.1 Модель опытно-экспериментальной работы
2.2 Изучение исходного уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников
2.3 Формирование готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский [3].
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Использование этого метода обучения пропагандировали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
По мнению Н.Н. Поддъякова,«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» [19, с. 6].
Между тем, несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получил широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий.
Во-первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения.
Во-вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода.
Таким образом, выделенные противоречия подтверждают недостаточное внимание со стороны педагогов данному методу обучения дошкольников.
Обозначенные противоречия определили проблему исследования : при каких условиях может быть сформирована готовность педагоговк использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников?
Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников».
Цель исследования : Обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода развивающего обучения дошкольников.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--