Дипломная работа: Методика обучения школьников основам комбинаторики теории вероятностей и математической статистики
1.1. Особенности обучения математике в рамках профильной школы.
1.1.1. Профильная школа как составляющая модернизации российского образования.
1.1.2. Роль и место математики в профилях различных направлений.
1.2. Структура и содержание элективного курса «Основы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики» в профилях различных направлений.
1.2.1. Анализ содержания учебных пособий для средней школы по теме «Основы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики».
1.2.2. Содержание элективного курса «Основы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики» в профилях различных направлений.
1.2.3. Структура элективного курса «Основы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики» в профилях различных направлений.
Выводы по главе 1
Глава 2. Методика обучения школьников основам комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики в рамках профильной школы.
2.1. Особенности формирования основных дидактических единиц при изучении основ комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики в профилях различных направлений.
2.1.1. Формирование основных дидактических единиц в физико-математическом профиле.
2.1.2. Формирование основных дидактических единиц в естественнонаучных профилях.
2.1.3. Формирование основных дидактических единиц в гуманитарных профилях.
2.2. Организация и анализ опытно-экспериментальной работы.
2.2.1. Организация опытно-экспериментальной работы.
2.2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы.
Выводы по главе 2
Заключение
Основные выводы и полученные результаты. Перспективы дальнейшей работы над темой.
Библиографический список
Приложения
Глава 1 Теоретические аспекты обучения основам комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики в рамках профильной школы
1.1. Особенности обучения математике в рамках профильной школы
1.1.1. Профильная школа как составляющая модернизации российского образования
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» в старших классах общеобразовательных учреждений предусматривается профильное обучение. Оно является важнейшим средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное образование направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, расширяющего возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории [электронный ресурс].
Однако попытки такой организации образования принимались в России и раньше – по крайней мере, с середины XIX века.
Функционально наиболее удачным оказался самый простой и самый первый проект, в ходе которого в 1864 году произошло дифференцирование среднего образования. Именно тогда появляется классическая гимназия и реальная школа. Первая целенаправленно готовила к поступлению в университет, вторая – ориентировала на практическую деятельность и поступление в специализированные учебные заведения. Специализация учащихся начиналась очень рано – в первом классе, что было со временем признано ошибочным, так как по данным социологических опросов, проведенных Центром социологических исследований Минобразования России, профессиональное самоопределение в основном складывается в 9 классе.
Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки реформы образования в 1915-1916 гг., осуществлявшейся под руководством министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. Однако в связи с отставкой министра реформа не была проведена.
В 1918 году советским правительством было принято «Положение о единой трудовой школе», среди прочего предусматривающие профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. Были выделены три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. После долгих педагогических экспериментов, не оправдавших возлагаемых на них надежд, было решено вернуться к общеобразовательной школе и классно-урочной системе занятий.
В 1958 году на заседании Академии педагогических наук с докладом «О введении фуркации в старших классах средней школы» выступил профессор Н.К. Гончаров. Он отметил недостатки сложившейся системы обучения и предложил организовать дифференцированное обучение старшеклассников. Предполагалось создание следующих четырех отделений: физико-технического, химико-технического, естественно-агрономического и гуманитарного. Однако проект осуществлен не был.
В 1966 году были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия 8-10-х классах и школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов. Факультативные занятия на какое-то время прижились в школе, хотя их введение сопровождалось определенными трудностями.
В конце 1980-х – в начале 1990-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи и гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (профильные) художественные, спортивные, музыкальные и другие школы.
Таким образом, отечественная школа имеет некоторый опыт массового дифференцированного обучения, а также весьма богатые традиции «элитарного» профильного обучения – ориентированного на небольшую по численности группу способных учащихся [МШ №14, 2006].
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
· обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
· создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и глубокими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--