Дипломная работа: Межличностные отношения в группе в процессе командообразования
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие и виды команд. Психологическая характеристика процесса командообразования
1.2 Критерии оценки кандидатов в управленческие команды
1.3 Диагностика межличностных отношений в системе командообразования
2 ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и обоснование методов исследования
2.2 Результаты изучения межличностных отношений в процессе командообразования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью сегодняшнего положения дел в теории рабочих команд является практическая направленность большинства научных работ. Этот факт, свидетельствуя о большой популярности рабочих команд, имеет и свою негативную сторону. Отсутствие интегрированного теоретического подхода порождает целый ряд проблем. Во-первых, разнообразие определений, характеристик, подходов и методов формирования команд зачастую вводит в заблуждение людей, начинающих работу в этом направлении, как практиков, так и теоретиков. Во-вторых, применение в узкой практической интерпретации методов и подходов, справедливых для одного предприятия, далеко не всегда подходит для других, о чем, в частности, свидетельствует появление большого количества работ, посвященных анализу неудач применения рабочих команд на практике. В-третьих, перенесение идеологии рабочих команд на другую сферу применения или на иную культурную почву невозможно без изучения интегрированного представления теории и практики рабочих команд. В четвертых, отсутствие практических рекомендацийпо диагностике межличностных отношений в процессе командообразования.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы курсового исследования.
Объект исследования: процесс командообразования.
Предмет исследования: межличностные отношения как фактор командообразования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что высокий уровень благоприятности межличностных взаимоотношений, определяет достаточный для эффективного командообразования уровень сплоченности и социально-психологического климата коллектива.
Целью исследования ставилось изучение теоретических аспектов и диагностики межличностных отношений в группе в процессе командообразования.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:
— изучение теоретических основ командообразования;
— выявление критериев эффективного комадообразования;
—определение значения и обоснование методов диагностики межличностных отношений в системе командообразования;
—исследование связи между внутригрупповыми отношениями и уровнем групповой сплоченности;
—исследование взаимосвязи между внутригрупповыми отношениями, уровнем развития группы как коллектива и благоприятностью его социально-психологического климата;
—интерпретация полученных результатов с последующей разработкой практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности командообразования в бригаде быстрого реагирования частного охранного предприятия.
Характеристика выборки: в наше исследование был включен такой профессиональный коллектив, для членов которых характерно повседневное взаимодействие с другими людьми, т.е. занятые в сфере „человек-человек", -действующая бригада частного охранного предприятия, на базе которой планируется создание группы быстрого реагирования в экстренных ситуациях. Общая выборка 8 человек. Средний возраст участников эксперимента составляет 32 года, большинство работающих имеют средне-специальное и высшее образование. В данное время работают попарно.
Методологическую основу исследования составляют: общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). В качестве теоретических оснований использовались исследования по проблеме командообразования в современной психологии (А.М. Карякин, В. Михеев, Л. Фаткин, К. Морозова и др.).
Методы и методики исследования: теоретический анализ научной литературы; включенное наблюдение, методика социометрии и референтометрии Морено; определение индекса группой сплоченности; тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири; «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе. Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто.
Научная новизна работы заключается в следующем: систематизированыосновные критерииэффективного командообразования;
- определены особенности влияния межличностных отношений на процесс командообразования.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--