Дипломная работа: Моделирование конкурентоспособности товара на современном рынке
Моделирование конкурентоспособности товара на современном рынке
Введение
Экономика – важнейший аспект нашей жизни. Особенно четко это понимается в условиях мирового экономического кризиса.
Именно решению экономической задачи посвящена моя дипломная работа. Как подойти к стандартным, исключительно экономическим вопросам, с математической точки зрения? Попытаться алгоритмизировать способы вычисления различных понятий, создать математические модели для решения практических задач экономики, как говорится «разложить по полочкам» эту многообразную теорию.
Рассмотрим предприятие, производящее товар, и желающее оценить его место положение на рынке. Если мы говорим о товаре, обладающем рядом свойств, и при выходе на рынок, сталкивающемся с некоторыми конкурентами в своей области, то наиболее четко описывает ситуацию экономический параметр – конкурентоспособность товара.
Научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности и ее управлению, опубликовано достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной печати. Многообразие публикаций отражает объективную сложность предмета научного исследования.
Работа будет протекать по следующему плану:
Сначала определим экономическую интерпретацию задачи, оговорим её особенности и дадим определения ряду экономических понятий, а затем перейдем к математической составляющей, т.е. классифицируем задачу и попытаемся найти её решение с помощью теории оптимизации.
1. Экономическая теория. Конкурентоспособность
1.1 Определения
Любой человек, сталкивающийся, с различными видами экономической теории, будь то новости по телевизору / радио или же непосредственно на рабочем месте, знаком с понятием «конкурентоспособности». Различают конкурентоспособность товара, предприятия и даже отрасли.
Но что же это за часто встречающийся коэффициент, для чего он нужен, что он обозначает и как рассчитывается!?
Дадим определение (из научных работ институтов УлГУ и СПбГУЭФ):
«Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов».
Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ «О конкуренции»: это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке .
1.2 Свойства
Для любого объекта можно определить огромное количество характеристик, как внутренних, так и внешних факторов. Анализировать их все, не предоставляется возможным. Перечислим несколько основных свойств самого понятия конкурентоспособности:
· Основная задача, при анализе конкурентоспособности, правильно выделить основную специфику объекта и корректно подобрать состав требований , которым должен подчиняться, удовлетворять объект.
· Мера привлекательности продукта . Важно отслеживать специфику каждой отельной характеристики продукта, контролировать, что для него «хорошо», и что «плохо», а так же учитывать особенности вкуса потребителя.
Для наглядности этого свойства приведу пример:
тарелка.
Имеет различные свойства, мы рассмотрим её вес . И не забудем заранее проанализировать, является ли это свойство важным и может ли охарактеризовать каждый подобный продукт.
Для потребителя №1 тем лучше тарелка, чем больше её вес.
Для потребителя №2 тем лучше тарелка, чем вес меньше.
Необходимо эту особенность учитывать при сравнении с товарами – аналогами по данной характеристике.
· Релятивистская природа понятия конкурентоспособности. Это обусловлено тем, что каждый раз мы анализируем объект относительно конкретного рынка и относительно конкретных аналогов.
· Динамический характер понятия конкурентоспособности, определяется объективными процессами, протекающими в экономических системах, и связан со временем их протекания.
1.3 Методы расчета
Следует отметить, что в подавляющем большинстве работ, посвященных конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного товара и свойства конкурирующих товаров. Многочисленные расчетные способы определения конкурентоспособности товара оперируют именно этими группами показателей – параметров качества (технических) и экономических параметров.
От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--