Дипломная работа: Моделирование конкурентоспособности товара на современном рынке

Моделирование конкурентоспособности товара на современном рынке

Введение

Экономика – важнейший аспект нашей жизни. Особенно четко это понимается в условиях мирового экономического кризиса.

Именно решению экономической задачи посвящена моя дипломная работа. Как подойти к стандартным, исключительно экономическим вопросам, с математической точки зрения? Попытаться алгоритмизировать способы вычисления различных понятий, создать математические модели для решения практических задач экономики, как говорится «разложить по полочкам» эту многообразную теорию.

Рассмотрим предприятие, производящее товар, и желающее оценить его место положение на рынке. Если мы говорим о товаре, обладающем рядом свойств, и при выходе на рынок, сталкивающемся с некоторыми конкурентами в своей области, то наиболее четко описывает ситуацию экономический параметр – конкурентоспособность товара.

Научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности и ее управлению, опубликовано достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной печати. Многообразие публикаций отражает объективную сложность предмета научного исследования.

Работа будет протекать по следующему плану:

Сначала определим экономическую интерпретацию задачи, оговорим её особенности и дадим определения ряду экономических понятий, а затем перейдем к математической составляющей, т.е. классифицируем задачу и попытаемся найти её решение с помощью теории оптимизации.


1. Экономическая теория. Конкурентоспособность

1.1 Определения

Любой человек, сталкивающийся, с различными видами экономической теории, будь то новости по телевизору / радио или же непосредственно на рабочем месте, знаком с понятием «конкурентоспособности». Различают конкурентоспособность товара, предприятия и даже отрасли.

Но что же это за часто встречающийся коэффициент, для чего он нужен, что он обозначает и как рассчитывается!?

Дадим определение (из научных работ институтов УлГУ и СПбГУЭФ):

«Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов».

Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ «О конкуренции»: это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке .

1.2 Свойства

Для любого объекта можно определить огромное количество характеристик, как внутренних, так и внешних факторов. Анализировать их все, не предоставляется возможным. Перечислим несколько основных свойств самого понятия конкурентоспособности:

· Основная задача, при анализе конкурентоспособности, правильно выделить основную специфику объекта и корректно подобрать состав требований , которым должен подчиняться, удовлетворять объект.

· Мера привлекательности продукта . Важно отслеживать специфику каждой отельной характеристики продукта, контролировать, что для него «хорошо», и что «плохо», а так же учитывать особенности вкуса потребителя.

Для наглядности этого свойства приведу пример:

тарелка.

Имеет различные свойства, мы рассмотрим её вес . И не забудем заранее проанализировать, является ли это свойство важным и может ли охарактеризовать каждый подобный продукт.

Для потребителя №1 тем лучше тарелка, чем больше её вес.

Для потребителя №2 тем лучше тарелка, чем вес меньше.

Необходимо эту особенность учитывать при сравнении с товарами – аналогами по данной характеристике.

· Релятивистская природа понятия конкурентоспособности. Это обусловлено тем, что каждый раз мы анализируем объект относительно конкретного рынка и относительно конкретных аналогов.

· Динамический характер понятия конкурентоспособности, определяется объективными процессами, протекающими в экономических системах, и связан со временем их протекания.

1.3 Методы расчета

Следует отметить, что в подавляющем большинстве работ, посвященных конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного товара и свойства конкурирующих товаров. Многочисленные расчетные способы определения конкурентоспособности товара оперируют именно этими группами показателей – параметров качества (технических) и экономических параметров.

От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать:

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 400
Бесплатно скачать Дипломная работа: Моделирование конкурентоспособности товара на современном рынке