Дипломная работа: Организация финансов социального центра

Государственные предприятия являются важным и объективно необходимым элементом структуры современного общества, связанным с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.

В сочетании с другими средствами государственные предприятия используются как инструмент регулирования экономики. С помощью государственных предприятий государство решает многие экономические и социальные задачи, связанные с решением ключевых общенациональных проблем: поддержание целостности общественного воспроизводственного процесса и сглаживание циклических колебаний; обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике; содержание и развитие социальной инфраструктуры; охрана окружающей среды; проведение региональной политики; обеспечение научно-технического прогресса.

Государственные предприятия продолжают оставаться одним из основных элементов государственного сектора в российской экономике и занимают ведущие позиции в отраслях оборонно-промышленного комплекса, естественных монополий, социальной сфере. Число федеральных государственных предприятий на 1 января 2009 г. составляло порядком 10 тыс., число государственных унитарных предприятий субъектов РФ - более 10 тыс., удельный вес государственных предприятий в общем количестве предприятий оценивается на уровне 0,5 % от их общего количества.

Однако практика последних лет хозяйствования показала, что существуют противоречия между потенциалом государственного производственного сектора и неудовлетворительными социально-экономическими результатами его функционирования в условиях рынка. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование эффективного финансового механизма государственных предприятий, позволяющего реализовать имеющийся материальный и финансовый ресурс этого уникального элемента рыночной экономики.

Разработка теоретических и методических проблем формирования финансового механизма государственных предприятий является принципиально новой для российской экономической науки. Отдельные вопросы, посвященные проблемам управления государственными предприятиями в условиях рынка, отражены в работах таких авторов, как В.М. Шупыро, И.В. Дойников, В.И. Кошкин, ПД.Половинкин, М.В. Родионова и Л.А. Дробозина.

Предметом исследования являются финансы государственных предприятий. Объект исследования - ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бежицкого района г. Брянска».

Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

Бюджетные организации являются важными субъектами экономики при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Развитие экономико-социальной сферы характеризуется значительным возрастанием роли бюджетных учреждений. Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг населению.

Комплексный анализ деятельности бюджетных организаций способствует более эффективному использованию средств, направляемых на содержание непроизводственной сферы. В этой связи, эффективное управление бюджетными учреждениями и рациональное использование как бюджетных, так и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость в организации анализа показателей их финансово – хозяйственной деятельности.

Цель выпускной квалификационной работы - анализ системы организации финансов государственного предприятия и разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации финансов ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бежицкого района г. Брянска».

Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:

- Определить сущность организации финансов государственных предприятий.

- Проанализировать хозяйственная деятельность ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бежицкого района г. Брянска».

- Разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансовой работы ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бежицкого района г. Брянска».

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют:

- Нормативно – правовые и законодательные акты, регламентирующие деятельность государственных организаций.

- Современные методические приемы и способы количественного и качественного анализа финансово–хозяйственной деятельности.

- Монографическая и учебная литература по изучаемым вопросам.

- Публикации в специализированных изданиях по данной тематике.

- Данные бухгалтерской и финансовой отчетности ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бежицкого района г. Брянска» за 2006-2008 гг.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложений; содержит 15 таблиц, 5 рисунков.


1. Теоретические основы организации финансов в государственных предприятиях

1.1 Нормативно-правовое регулирование расходов государственного предприятия

В настоящее время в экономической литературе не существует однозначного толкования понятия государственного сектора экономики, под которым одни авторы понимают комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным органам [4, с. 111], другие авторы рассматривают государственный сектор в качестве модели государственного регулирования экономики [6].

A.M. Бабич и Л.Н. Павлова, разделяя точку зрения разработчиков Гражданского кодекса РФ (ст.214), отождествляют понятия "государственная собственность" и "государственный сектор", который, по их мнению, включает в себя: 1) землю и другие природные ресурсы; 2) имущество, закрепленное за государственными предприятиями; 3) государственную казну [44. С.23-25]. Л.И. Якобсон, автор учебника "Государственный сектор экономики", отождествляет понятия "государственный сектор" и "общественный сектор", понимает под общественным сектором совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства [117. С.9]. Авторы учебника "Управление государственной собственностью" В.И. Кошкин и В.М. Шупыро считают, что государственный сектор представлен государственными унитарными предприятиями, государственными ценными бумагами, государственными пакетами акций и государственным кредитом [25. С.48].

Анализ представленных понятий и определений государственного сектора в экономической литературе свидетельствует, что понятия государственного сектора и государственной собственности совпадают, но понятие государственный сектор шире по объему, поскольку включает в себя динамику жизнедеятельности государства и его органов.

В российском законодательстве определение государственного сектора введено в 1995 году Федеральным законом N 115-ФЗ от 20.07.95 "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ", ст. 3 которого предусматривала разработку прогноза развития государственного сектора, а ст. 5 указывала при предоставлении проекта федерального бюджета Государственной Думе в числе других документов представлять и проект развития государственного сектора экономики.

Бюджетный кодекс РФ, принятый в 1998 году, не раскрывая понятия государственного сектора, ввел понятие плана развития государственного и муниципального секторов экономики [2].

Развернутое определение государственного сектора было дано в 1999 году Концепцией управления государственным имуществом и приватизации, разработанной Правительством РФ. Под государственным сектором в Концепции понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны РФ, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в бюджетный процесс в соответствии с законодательство РФ) [3].

Государственный сектор включает в себя следующие элементы: государственное имущество, государственный бюджет, государственные предприятия, государственные ценные бумаги, государственные пакеты акций. В сочетании с другими средствами государственный сектор используется как инструмент регулирования экономики для достижения практически всех государственных социально-экономических целей и реализации государственных и публичных интересов.

В настоящее время доля государственной собственности остается значительной и составляет 43%; кроме этого государству принадлежат весьма значительные ценности, изъятые из рыночного оборота и не находящие адекватной экономической оценки (например, земля, не используемая в сельском хозяйстве, охраняемые природные и культурные ценности и т.п.). В то же время расходы государства в значительной степени характеризуют услуги, предоставляемые населению бесплатно или на льготной основе. Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, т.е. передачу государственных предприятий в частные руки, государственный сектор в экономике продолжает играть большую роль.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 262
Бесплатно скачать Дипломная работа: Организация финансов социального центра