Дипломная работа: Пути оптимизации работы по формированию навыка словообразования на этапе закрепления материала у детей с общим недоразвитием речи
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ НА ВЫСШУЮ
КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ
Пути оптимизации работы по
формированию навыка словообразования на этапе закрепления материала
у детей с общим недоразвитием речи
Ягодина Елена Александровна
учитель-логопед МДОУ ДС КВ № 7
г. Нижневартовск, 2006 год
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический аспект исследования
1.1 Словообразование как особый вид речемыслительной деятельности
1.2 Особенности словообразовательной деятельности детей с общим недоразвитием речи
Глава 2. Практический аспект исследования
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография
Введение
Дошкольное образовательное учреждение - это открытая социально-педагогическая система, в основе жизнедеятельности которой лежит социальный заказ, определенный государством и такими социальными институтами как региональное правительство, учредитель, семья.
Современная социокультурная ситуация требует воспитания здоровой, компетентной (в меру своих возрастных возможностей), самостоятельной личности, умеющей управлять своим поведением и деятельностью, способной к активному, творческому освоению и преобразованию культурно-исторического пространства, умеющей мыслить последовательно, рассуждать всесторонне, говорить грамотно, что предполагает нормированное звукопроизношение, обширный словарный запас, грамматически правильно построенные высказывания и т.п. Становление именно такой личности и является социальным заказом общества. Исходя из него, формируются основные цели деятельности современного учреждения дошкольного образования. Одной из целей дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей личностных качеств, обеспечивающих им успех на следующей ступени образования. Поставленные дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) цели предопределяют структуру модели выпускника ДОУ, которая представляет собой возрастной портрет, описывающий достижения ребенка к концу дошкольного детства.
В соответствии с обозначенным портретом выпускника осуществляется функционирование всех подсистем ДОУ, а уровень их реализации является главным критерием качества его деятельности в целом.
С введением в действие Закона Российской Федерации "Об образовании" официально закрепилось словосочетание "качество образования". На основе нормативных документов (Конвенции о правах ребенка; Закона Российской Федерации "Об образовании"; Национальной доктрины образования в Российской Федерации; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; Федеральной программы развития образования, и наконец, Программы развития образования г. Нижневартовска на 2002-2006 годы), регулирующих деятельность образовательных институтов, научных теоретических положений М.М. Поташника и П.И. Третьякова на Городском педагогическом совете г. Нижневартовска 26.08.2003 году было принято определение понятие "качества образования", которое является для всех образовательных учреждений нашего города системообразующим понятием.
Исходя из выше сказанного, под качеством образования следует понимать: способность удовлетворять потребности личности ребенка в полноценном развитии, а также сохранении и укреплении его здоровья; результативность процесса образования и его соответствия потребностям и ожиданиям общества в социально-культурном развитии и формировании подрастающего поколения с определенной ценностной и целевой направленностью.
Речь, осуществляя функцию "сообщения социальной связи" (3), является вместе с тем способом формирования мысли, непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности теоретической и практической, коллективной и индивидуальной. При важнейшем участии речи человек приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности и включает его в общественную жизнь.
Исходя из всего вышесказанного, в настоящее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различного рода нарушения в развитии, в частности, речевом.
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно обширный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения - это в случае нормального развития речи ребенка. Однако не у всех процесс овладения речью проходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Отклонения в речевом развитии дошкольников имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произносительной стороны речи; другие затрагивают процесс фонемообразования; третьи выражаются в недоразвитии всех ее компонентов: фонетико-фонематической стороны, лексического состава, грамматического строя (общее недоразвитие речи).
Наличие у дошкольников даже слабо выраженных отклонений в лексико-грамматическом или фонематическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы в будущем.
Хотелось бы заметить, что при любом речевом нарушении логопедическая работа не может ограничиваться только коррекцией того недостатка, который ярко бросается в глаза. Каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать работу, направленную на формирование звуковой стороны речи, на развитие словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи. Все это необходимо как для общего психического развития ребенка, так и для его последующего обучения в школе.
Другими словами, развитие речи не является процессом последовательного и изолированного формирования отдельных ее структурных компонентов (фонетики, грамматики, словаря), а есть процесс поэтапного развития всей системы средств общения, так как на каждом этапе речевого развития имеются свой звуковой строй, грамматика и словарный запас, реализуемые в высказываниях той или иной степени сложности, с той или иной коммуникативной или познавательной целью.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--