Дипломная работа: Развитие интеллекта

Содержание..................................................................................................... 2

Введение.......................................................................................................... 3

I. Умственная деятельность и развитие интеллекта....................................... 7

1.1Структура интеллекта. Объяснительные подходы в экспериментально-психологических теориях интеллекта............................................................ 7

1.2Интеллектуальные способности.............................................................. 36

1.3 Интеллект и биологическая адаптация детей в норме и патологии... 51

Выводы.......................................................................................................... 55

II. Особенности интеллектуального развития детей - олигофренов............ 57

2.1Умственная деятельность и ее характеристика....................................... 57

2.2Олигофрения и ее влияние на развитие................................................... 63

2.3Изучение интеллектуальных особенностей детей олигофренов и здоровых детей.

Анализ результатов....................................................................................... 85

Выводы.......................................................................................................... 91

Заключение.................................................................................................... 92

Библиография................................................................................................ 95

Приложение................................................................................................... 97


Интеллект в психологической науке рассматривается как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

В психологической науке можно выделить ряд теоретических подходов в трактовке природы интеллекта. Это феноменологический, генетический, социо - культурный, процессуально - деятельностный, информационный, функционально-уровневый и регуляционный подходы. Нельзя не заметить, что эти подходы формировались и развивались в режиме преемственности и дополнительности по отношению друг к другу. Так, некоторые экспериментально-психологические подходы возникали в качестве реакции на противоречия тестологических теорий интеллекта, либо в качестве попыток объяснить индивидуальные различия в результатах тестового исполнения. В свою очередь, среди экспериментально-психологических теорий интеллекта существуют взаимопересечения и взаимовлияния.

Развитие и работа интеллекта зависят от влияния целого ряда факторов. Существуют многообразные функциональные свойства интеллекта, которые характеризуют те или иные частные психологические механизмы выполнения интеллектуальной деятельности и которые в той или иной мере могут свидетельствовать об уровне развития интеллектуальных возможностей субъекта.

Успешность деятельности принято соотносить со способностями. Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной проблемы. Выделяют четыре основных аспекта функционирования интеллекта, характеризующих четыре типа интеллектуальных способностей: конвергентныеспособности,дивергентные способности (или креативность), обучаемость и познавательные стили. Каждая из интеллектуальных способностей рассматривается как свойство интеллекта.

Недостатки в развитии интеллекта в наибольшей степени затрудняют процесс адаптации. Деятельность всей системы адаптации обеспечивается синхронным функционированием разных отделов организма. Чем более дисгармонично развитие ребенка, тем сложнее происходит его приспособление к новым условиям.

Влияние интеллектуального развития на ребенка очень велико.

Главная отличительная особенность интеллектуального развития детей-олигофренов от здоровых детей заключается в том, что умственно отсталые дети меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. На всех этапах процесса познания у них выявляются элементы недоразвития, вследствие чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем мире. Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности.

Большой вклад в разработку теоретических и практических вопросов проблемы интеллектуального развития умственно отсталых и здоровых детей внесли Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Дж. Пиаже, В.П. Кащенко и другие.

/ Изучение умственно;.развития детей-олигофренов и здоровых детей является одним из основных направлений в психологи»; Медицине и педагогике. Актуальность этой проблемы вытекает, прежде всего, из задач практики обучения и воспитания подрастающего поколения.

Цель моей дипломной работы - исследование особенностей умственной деятельности детей-олигофренов и здоровых детей в условиях учебной деятельности.

Объектом исследования являются здоровые дети - учащиеся 4 класса средней школы №4; и дети-олигофрены 10-11 лет, учащиеся специальной (коррекционной) школы №40.

Объект был выбран не случайно, т.к. возраст перехода из начальной школы в среднее звено отражает наиболее существенные психолого педагогические проблемы, характерные для конца периода младшего школьного возраста и начала подросткового.

Предмет исследования - изучение структурных особенностей интеллекта детей-олигофренов и здоровых детей.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 286
Бесплатно скачать Дипломная работа: Развитие интеллекта