Дипломная работа: Развитие математических способностей учащихся в процессе внеклассной работы по математике в начальной школе
Министерство образования Российской Федерации
Ярославский государственный педагогический университет
имени К.Д. Ушинского
Педагогический факультет
Выпускная квалификационная работа
на тему:
Развитие математических способностей учащихся в процессе внеклассной работы по математике в начальной школе
Исполнитель: студентка
652 группы Е.А. Бурмистрова
Научные руководители:
И.В. Налимова, доцент,
кандидат пед. наук
В.А. Мазилов, профессор,
доктор псих. наук
Ярославль
2003
Введение
Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Изучение математических способностей школьников и условий их формирования и развития весьма важно для практики школьного обучения, так как математика ¾ один из наиболее важных предметов школьного курса. Математические способности наиболее детально были изучены В. А. Крутецким еще в середине прошлого века. В своих исследованиях он указал, что компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в своем зачаточном состоянии.
Поэтому вопрос их развития наиболее остро встает именно в этот период. В настоящее время, время повсеместного внедрения различных систем развивающего обучения, развитие математических способностей обеспечивается самим процессом школьного курса математики. Но не следует пренебрегать и внеучебными средствами, содействующими укреплению и расширению математической активности. Одним из них является проведение внеклассной работы по математике.
Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета ¾ математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся. Желательно начать проводить такую работу как можно раньше, поэтому особое внимание необходимо уделять внеклассной работе в младших классах.
Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавания предмета.
Однако, на сегодняшний день проблема развития математических способностей младших школьников в процессе внеклассной работы ¾ одна из наименее разработанных методических проблем. Этим, в первую очередь, и определилась ее актуальность, необходимость исследования.
Поэтому, задачи нашего исследования заключаются в следующем:
Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выяснения содержания понятия способностей вообще, математических способностей в частности.
Изучить учебно-методическую литературу, касающуюся внеклассной работы по математике в начальной школе, с целью выявления ее основных форм.
Изучить состояние проблемы на практике.
Разработать рекомендации к проведению внеклассных занятий по математике, а также методику работы над выпуском стенной математической газеты.
Проверить эффективность предложенных рекомендаций на практике.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--