Дипломная работа: Стратегия финансирования
Начнем с отчетной финансовой информации. Если вы – уже существующая компания, то ваша отчетная финансовая информация должна включать баланс, справу о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств на последнюю дату. Причем эта информация должна быть подтверждена результатами аудиторской проверки, а если вы собираетесь работать с серьезным инвестором, то это будет вам стоить немалых денег. В России, к сожалению, за всю короткую историю аудиторства накопилось достаточно опыта для выработки скептического отношения к аудиторским заключениям. И во многом причиной этого является тот факт, что в нашей стране до сих пор не существует материальной ответственности аудиторских фирм. На западе, если аудитор дал неверное заключение о положении фирмы и в результате деятельности этой фирмы ее акционеры понесли убытки, соответствующему аудитору будет предъявлен иск. В прошлом году такая ситуация произошла на одной из крупнейших фирм в этом бизнесе. Короче говоря, качественный аудит – это довольно дорогое удовольствие. В последнее время, после многочисленных скандалов, возникших после проведения приватизации, аудиторской проверке решено было подвергнуть Академию Народного Хозяйства; общая стоимость затрат на эту проверку составила примерно $20 тысяч. Этот пример подводит нас к мысли о том, что аудит для рассматриваемых целей проводить стоит только в том случае, если потребность в сумме инвестиций заметно превышает затраты на проведение проверки.
Со стороны практиков российского бизнеса неоднократно можно услышать вопрос: а зачем надо включать отчетность в рассматриваемый документ, если всем заранее известно, что отчетность наша липовая и заметно искаженная? Ответ здесь очень простой. Когда вы занимаетесь фальсификацией вашей отчетности, то ваша логика развивается в направлении занижения величины прибыли. Но если инвестор видит, что прибыль от вашей деятельности маленькая, а сами вы вообще бедные и убогие, то интерес к вам со стороны инвестора будет начисто отбит. Второй аспект этой проблемы состоит в том, что инвестор любит прозрачные и прибыльные компании, и если инвестор видит, что компания не боится налоговиков (бывает и такое), то шансы на получения инвестиций у нее возрастут (правда, наборщик не очень понял, чем этот аспект отличается от предыдущего). В рамках этой логики живет чудо-детя российского бизнеса, фирма ”Вымпелком” (об этой компании шла речь на прошлой лекции), которая за последнее время получила значительный объем инвестиций целых два раза. Первый раз, когда запускала американские депозитарные расписки на Нью-йоркской фондовой бирже, а второй раз, когда (не то купила, не то продала) 25% акций (не то у ”Теленора”, не то своих ”Теленору ”). К плюсам внутренней политики ”Вымпелкома” относится также то, что они ведут бухучет в соответствии со стандартами ГААП’а и открыты для контактов с любыми потенциальными инвесторами.
Третий аспект проблемы (мы сейчас обсуждаем необходимость предоставления отчетной информации, если кто-то забыл) состоит в том, что далеко не все российские фирмы одинаково серые, бывает, что они попадают в более светлые тона палитры. Вот уже два года подряд ”мы проводим” (цитата) конкурс на выявление лучших предприятий по России. Оценка дается в соответствии с финансовыми критериями, которые рассчитываются на основании предоставленной отчетной информации, заверенной печать налоговиков. Как-то раз ”к ним” пришла женщина, руководитель Смоленской чулочно-носочной фабрики, которая сказала: ”Вы только посмотрите, какое мы хорошее предприятие. Почему вы нам первое место не присудили?”. И тогда ей объяснили, что выбор шел на основе сравнения балансов (прибыльность, оборачиваемость считали и так далее), далее, видимо, следовало сказать: ”Вот вы душечка, скрыли свою информацию, теперь получайте по всему лицу” – это предположение наборщика, а г-н Липсиц далее произнес фразу о том, что в нашей стране либо засветишься, либо погибнешь, из чего плавно следует необходимость дать инвестору возможность провести финансово-экономический анализ результатов вашей деятельности.
О том, что эта методика действительно работает рассказывает следующий пример. Администрация Ярославской области для поддержки региональной промышленности (все равно от центра ничего не дождешься) решила отобрать несколько лучших предприятий. Сама она это сделать, конечно, не могла и потому попросила … провести соответствующий анализ. Г-н Липсиц человек серьезный, он собрал соответствующую отчетность (баланс, справку о прибылях и убытках, ну и, конечно, отчет о движении денежных средств) и провел комплексный анализ этих предприятий, хотя никакой дополнительной информации о них больше не имелось. После того, как был проведен сравнительный анализ и составлен список лучших предприятий, этот список направили в администрацию на экспертный анализ (ну, администрация же знает свои предприятия, кто из них хороший, а кто не очень), и, как оказалось, все предприятия, попавшие в список г-на Липсица как хорошие были на неплохом счету у администрации.
При анализе балансов предприятий обычно используют специальные аналитические показатели, которые были рассмотрены нами в курсе ”Финансового менеджмента”. Плюс к этим показателям обычно еще рассчитывают коэффициент Альтмана. Коэффициент Альтмана, который, по выражению г-на Липсица, так радует математиков, дает оценку вероятности наступления банкротства на предприятии в течении будущего года. Но перспективы использования этого коэффициента при анализе состояния российских фирм представляются достаточно призрачными, так как для этого понадобятся базы данных о банкротствах предприятий за последние 20 лет, которых, как известно, у нас нет, а значит оценка будет недостоверной. Кроме того, когда попытались рассчитать значение похожего показателя для России, то оказалось, что в соответствии с его критериями банкротить в России можно почти все предприятия (собственный капитал российских компаний не велик и живут они в основном за счет просроченной кредиторской задолженности).
Смета инвестиционных потребностей строится на основе той информации о предстоящих расходах по различным разделам ИП, которую мы уже успели рассмотреть к этому времени. Только теперь все эти расходы мы собираем вместе и смотрим, на что именно и сколько средств нужно. Кроме того здесь же необходимо произвести расчет оборотного капитала, который, как известно, зависит от масштаба вашего производства и длительности производственного цикла. Именно эти показатели задают оборачиваемость вашей продукции, которая различается по отраслям. В соответствии с нормой потребность обычно рассчитывают на месяц, но если у вас получается больше, например, производственный цикл рассчитан на несколько лет, то надо произвести соответствующие корректировки, чтобы учесть величину затрат на материальные ресурсы, выплату зарплаты работникам и т.д. вплоть до того, как у вас появится первая партия продукции. Графически смету инвестиционных потребностей можно оформить в форме следующей таблички.
Виды работ (расходов) | Месяцы/кварталы/годы | Итого по видам работ |
… | … | … |
Итого по месяцам | … | … |
Вторая колонка заполняется исходя из того, что в первом году показатели рассчитываются с шагом в месяц, во втором году с шагом в квартал, а дальше уже с более крупным шагом. Если у вас проект рассчитан на очень большой срок, то табличка принимает упрощенный вид (продолжаем рассматривать второй столбец), хотя сальдо по месяцам надо все равно считать).
Месяц | |
Начало работ | Конец работ |
… | … |
Еще раз повторю, что все эти таблички (или графики, как их называет г-н Липсиц) должны быть четко эшелонированы по месяцам, а иначе, никто с вами разговаривать не будет (имеются в виду инвесторы).
Как вы сейчас увидите, мы плавно перешли к прогнозу финансовых показателей по проекту. Сфера экономического прогнозирования очень интересна. Но пока на эту тему можно порекомендовать только два хороших печатных издания, это ”Методы прогнозирования в социалистической экономике” Хауштейна (книжка очень хорошая, хотя и была написана автором, экспертом ООН, в 60-70 годы нашего столетия), а также ”Рабочая книга по прогнозированию” (коллектив авторов). Экономическое прогнозирование в нашей стране существует, но результаты его не очень хорошо отражают положение, у них очень малая точность.
В этом разделе следует составить прогнозные баланс, справку о прибылях и убытках и справку о движении денежных средств для того, чтобы иметь возможность ответить на вопросы: сколько денег и в какой момент времени понадобятся вашей фирме, а также в какой формы мы собираемся привлекать средства. Отчет о прибылях и убытках делается исходя из предпосылок, которые были сформулированы в 1,2 и 3 разделах вашего ИП (как вы помните, там мы обосновали емкость нашего рынка и заложили определенную динамику продаж), причем то, что вы написали в этих разделах и то, что вы опишете здесь, должно очень четко корреспондировать между собой. Определив, сколько вам будет стоить ваше производство (см. разделы, посвященные плану производства, издержкам и маркетингу), можно посчитать прогнозируемую прибыть, без расчетов которой вам не удаться оценить окупаемость и прибыльность вашего производства. У данного прогноза функция будет во многом служебная, и, по большому счету, инвестора она не очень волнует. Ведь эта прибыль во многом величина условная, и в отчетности мы ее отражаем как результат, полученный по итогам нашей деятельности.
На самом деле, инвестора гораздо больше будет интересовать движение денежных потоков на вашей фирме. Вам наверное, на других дисциплинах уже рассказывали, что фирма – это бассейн, уровень ”воды” в котором постоянно меняется за счет cashinflow и cashoutflow. А то, что остается в результате вычитания одного из другого, это богатство фирмы. Так как этих потоков очень много, мы для наших целей будем использовать следующую их типологию:
По основной деятельности.
Притоки бывают от продаж за наличные (это, прямо скажем, исключительный случай, в рамках которого используется некоторыми оптовыми фирмами принцип cash & carry, а чаще всего здесь имеется в виду то, что мы на одной из лекций назвали как 2/10 нетто 30). Второй вариант это погашение дебиторской задолженности. Тема дебиторской задолженности в нашей стране очень больная. Анализ ее у нас вести очень сложно, так как по данным нашей бухгалтерской отчетности трудно разделить дебиторскую задолженность в рамках контрактного срока погашения и ее просроченный аналог. В мировой практике дебиторскую задолженность принято погашать в пределах 90 банковских дней. Средство борьбы с нашей безнадежной ситуацией предложил Петр Карпов, заместитель директора Управления по делам о несостоятельности и вообще, по мнению г-на Липсица, самый талантливый экономист нашего времени, которого за его блестящее знание экономики и фантастическую приверженность делу борьбы за интересы государства обозвали ”государевым псом” и уже два раза сажали в тюрьму. Г-н Карпов предложил ввести в России механизм дисконтирование дебиторской задолженности: государство устанавливает нормативный срок погашения дебиторской задолженности, по окончании которой, если предприятие не обращается в суд, то его дебиторская задолженность автоматически дисконтируется и дальше он имеет право требовать только уменьшенную величину задолженности. Разница, как я понимаю, уходит в государственную казну.
К оттокам относятся платежи за ресурсы (то, что покупается для производства, плюс зарплата работникам, а то они обидятся и перекроют ТРАНССИБ), аренда, страховые платежи, налоги.
По инвестиционной деятельности.
Здесь имеются в виду поступления всех типов: как от инвестиций в реальные активы, так и от инвестиций в ценные бумаги. И хотя, как было отмечено на первой лекции, эта сфера принадлежит в нашем учебном заведении ведению Н. И. Берзона, мы ее здесь упоминаем, так как чистых реальных проектов на практике очень мало. Когда по реальному инвестиционному проекту на фирму приходят денежные потоки, эти деньги можно инвестировать в ценные бумаги, чем многие фирмы активно занимаются. В США, например, фирмы вкладывают значительные средства в казначейские облигации. Делают они это потому что, как вы знаете, фирма всегда сталкивается с двумя проблемами – как получить наибольшую прибыль и как при этом оставаться ликвидной, то есть быть платежеспособной, а для этого часть денег должна находится в наличной форме, которая не зарабатывает прибыль. Вложения в казначейские облигации позволяют фирме оставаться высоколиквидной, и при этом получать хоть какой-то дополнительный доход, хотя, как вы понимаете, доходность этого вида ценных бумаг очень низкая.
Еще один вид поступлений от инвестиционной деятельности составляют поступления от филиалов (иностранных компаний). Так, например, товарищ г-на Липсица по несчастью защищать в ближайшее время докторскую диссертацию, г-н Лисиненко (владелец фирмы ”Майский чай”), приобрел на острове Шри-Ланка фирму и чайную плантацию, и теперь получает оттуда неплохой доход. Г-н Липсиц уверен, что за этим вариантом развития стоит будущее даже в условиях нашей изуродованной экономики, которая, тем не менее пытается восстановиться. По мнению г-на Липсица, распад СССР был экономически невыгодным шагом, так как экономика бывшей страны была построена на межреспубликанских связях, разорвав которые мы оказались в ситуации, когда транспортные средства повышенной грузоподъемности производились в Минске, а двигателя для них в Ярославле, и хотя это производство удалось все-таки объединить в единый процесс путем созданию транснациональной корпорации, примеров разрозненности производств на территории бывшего СССР можно привести массу. Что касается транснациональных корпораций, г-н Липсиц уверен, что многие из нас будут на них работать в будущем.
Еще один вариант поступлений - это от продажи активов и от обмена ими. Запомните дети, никогда не нужно сидеть на своих активах. Купили актив, его рыночная стоимость поднялась (хотя, это далеко не прямое следствие), надо его быстренько продать и сделать на этом деньги.
В мировой практике такого процесса, как обмен бизнесами не существуйте. Навострите ушки: г-н Липсиц был настолько любезен, что предложил нам эту тему в качестве основы для написания очень классной работы, более того, г-н Липсиц сказал: ”Коллеги, я дарю вам эту тему”. Когда в нашей стране проводили приватизацию, все хапали без разбора, что плохо лежало, а в результате диверсификация приобрела неописуемые формы так что, как говорят украинцы ”аж очи повылазили”. Г-н Липсиц был знаком с одной потрясающей фирмой, под контролем которой оказались пищевая промышленность, иностранный туризм, риэлтерская деятельность, телекоммуникации, страховая деятельность, розничная торговля и банк. Все эти разнородные виды деятельности собрало далеко не желание владельца максимизировать прибыль. Просто владелец считал, что когда-нибудь эти предприятия, потенциально очень ценные, поднимутся в цене, он их продаст и сделает невероятные деньги, а пока он с недоумением ждал, когда же наступит этот светлый день. И этому г-ну невозможно было объяснить, что предприятия с оборудованием, которое производит никому ненужную продукцию (свежезамороженные продукты питания быстрого приготовления, которые американцы едят каждый день, а наши, в большей массе, не переваривают), никто не купит.
Прямым следствием этой ситуации является обмен бизнесами. Приходит Петя к Маше и говорит: ”Давай я тебе свою бензоколонку отдам, у тебя ведь их много, а ты мне свое пищевое производство”. Таким образом потихоньку начали создаваться цельные структуры. Бизнес-бартер в нашей стране довольно распространен, и достаточно часто он приобретает денежную форму, так как оценка его происходит в ценах, но эти цены весьма условны, более того, очень часто они завышены. Завышение этих цен, по мнению г-на Липсица, является источником роста цен в нашей экономике. Возвращаясь к тому широко диверсифицированному предприятию, стоить заметить, что трагизм этой ситуации имеет под собой весьма глубокие корни российского национального экономического мышления. В нашей стране ценятся только стены, станки и пот.
Оттоки от инвестиционной деятельности состоят из инвестиционных затрат (на приобретение оборудования, зданий и сооружений), а также по другим статьям бюджета (например, обучение персонала, если вы предусмотрели его в своем БП).
По финансовым операциям.
Здесь в качестве притоков имеются в виду продажа ценных бумаг фирмы, займы (эти средства не свои, но ими можно распоряжаться).
Оттоками в этом случае будут выплата процентов по кредитам и облигациям, выплата дивидендов по акциям, погашение основных сумм обязательств по займам и облигациям.
Культурный подход к этой теме можно представить в виде следующего графика, который демонстрирует денежные оттоки и притоки по месяцам, по нему можно отследить колебание платежеспособности нашей фирмы, понять когда нужны дополнительные денежные впрыскивания.
На следующем этапе давайте вспомним, какая взаимозависимость существует между тремя видами финансовой отчетности: чистая прибыль идет на пополнение собственного капитала компании (то есть на реинвестирование прибыли) и на выплату дивидендов акционерам. На основе этих документов, как мы уже говорили, рассчитываются специальные финансовые показатели, в том числе:
Во-первых, термин workingcapital переводится на русский язык только как оборотный капитал, а тот, кто в присутствии г-на Липсица назовет его рабочим очень сильно расстроит хорошего человека. Во-вторых, он должен быть положительным и ни коем случае не уменьшаться.
Рекомендуемое значение этого показателя должно быть положительным, а чем он больше, тем для фирмы лучше.
После того, как был осуществлен прогноз и оценка можно готовить документ, который называется инвестиционным меморандумом (то, что мы в первой лекции обозвали резюме, как я понимаю), в котором в сжатой форме вы изложите, сколько вам нужно денег и на какие цели, а также в какой форме вы желаете получить инвестиции. Формы получения инвестиционных средств бывают следующие:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--