Дипломная работа: Туристский рынок Пермского края
Введение
Туризм является высокодоходной отраслью, по эффективности инвестиционных вложений сравнимой с нефтегазодобывающей и перерабатывающей отраслями. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности.
В развитии туризма принимают участие различные группы населения, выступающие и как производители и как потребители туристских услуг. Туризм принимает участие в формировании валового внутреннего продукта (национального дохода), является продуктом результативности рыночных отношений и государственного бюджетирования, как социальной сферы, гарантированного повышения уровня жизни населения и сохранения качественного состояния жилой среды.
В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса во вновь созданных субъектах РФ во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на региональном и федеральном уровнях, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.
Актуальность темы данной дипломной работы «Туризм и его развитие во вновь созданных субъектах Российской Федерации на примере Пермского края» обуславливается изменениями в структуре субъектов РФ и проблемами, связанными с изменением законодательной составляющей сферы туризма на вновь созданных территориях.
Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы туризма и реальную рыночную практику, оценить состояние туристского рынка вновь созданного субъекта РФ - Пермского края, и предложить конкретные мероприятия для совершенствования системы управления сферой туризма в регионе.
В процессе достижения главной цели работы предусматривается решение ряда конкретных задач, отвечающих потребностям современного туриста и возможностям края, а также основным тенденциям развития туризма:
- анализ опыта РФ в практике объединения регионов в отдельные субъекты;
- анализ факторов, влияющих на развитие туризма в регионах;
- анализ тенденций развития сферы туризма Пермского края;
- сравнительный анализ программных документов развития туризма во вновь созданных субъектах РФ;
- совершенствование действующей программы «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 гг.)»;
- разработка системы мер государственной поддержки туристской отрасли во вновь созданном субъекте РФ – Пермском крае.
Методологической основой дипломного проекта являются учебные пособия, работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области, а так же статистические материалы краевого комитета государственной статистики, аналитические статьи отраслевых журналов.
Данная работа состоит из трех глав.
Во введении обосновывается актуальность, практическая значимость данной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с туристским рынком и процессом объединения регионов РФ. Даются основные понятия и определения туризма. Также в первой главе изучены факторы, влияющие на развитие туризма в регионе.
Во второй главе приводится характеристика туристских ресурсов и инфраструктуры Пермского края, анализируются туристские потоки. А также приводится сравнение программы развития туризма края с программными документами туристской отрасли других вновь созданных субъектов РФ.
Третья глава имеет практический характер. Автором был проведен анализ регионального законодательства в туристской сфере, в частности краевой целевой программы «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2011 гг.)», и предложен механизм реорганизации и дальнейшего усовершенствования данной сферы данного направления.
В заключении изложены краткие выводы и предложения.
1. Теоретические аспекты развития туризма
1.1 Основные понятия туризма. Роль, значение на современном этапе
Понятие «туризм» претерпевало различные изменения. Определений данному понятию много, во временном и географическом плане они различны. Приведем основные из них:
Таблица 1 Определения понятия «туризм»
Определение | Источник |
Туризм - деятельность, имеющая в жизни народов важное значение в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни государств и их международных отношений | Манильская декларация по мировому туризму, 1980 г. |
Туризм - это всевозможные свободные перемещения людей от места их постоянного проживания и работы, а также сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений | Гаагская декларация по туризму, 1989 год |
Туризм - это путешествия и пребывания в местах, находящихся вне пределов обычной среды путешествующего, на срок не более 12 месяцев, с любой целью, кроме занятия оплачиваемой там деятельностью | документы Международной конференции ООН по статистике путешествий и туризма, одобренные Всемирной туристской организацией, 1992 г. |
Понятийный аппарат туризма в Российской Федерации был заложен в 1996 году в законе «Об основах туристской деятельности». С 01.06.2007года вступает в силу Федеральный Закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Законом уточнены основные понятия, используемые в ФЗ «Об основах туристской деятельности»:
«Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».
Как правило, к категории туристов относят путешественников, выезжающих из места своего постоянного проживания с целью получения удовлетворения, и чье пребывание в месте туристского назначения превышает сутки.
Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.
Туристский продукт – это комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--