Доклад: Страхование в Германии

Введение

Германская система здравоохранения с 1993 г. вступает с период серьезных реформ, направленных в первую очередь на снижение затрат на медицинскую помощь. Число врачей в Германии слишком велико и непрерывно растет:

1960 г. 79390 врачей - 703 чел. на врача

1980 г. 177001 врачей - 348 чел. на врача

2000 г. 216215 врачей - 270 чел. на врача

Среди врачей 40% составляют врачи общей практики, а 60% - узкие специалисты. Оптимальным считается обратное соотношение. Количество коек на 10 тыс. жителей колеблется от 106,9 до 58,7 (среднее - 72,2). В городах функционирует слишком много коек. Затраты на здравоохранение возросли с 9,5 млрд. DM в 1980 году до 141,7 млрд. DM в 1990 г.

Германская система - плюрастическая. Государство берет на себя только законодательные и контролирующие функции, а исполнителями являются самостоятельные организации - больничные кассы, ассоциации врачей. 90% населения охвачено обязательным страхованием, 8% - частным и за 2% неимущих платит государство.

Уровни управления здравоохранением:

федеральный,

земельный,

местный

Система социального страхования

История социального страхования в Германии берет отсчет с 1881 года. Действует 4 вида социального страхования: 1) пенсионное; 2) медицинское; 3) от безработицы; 4) от несчастных случаев на производстве.

Взносы на социальное страхование устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда и составляют в среднем для пенсионного страхования - 18%, медицинского - 13%, от безработицы - 6%. Страхование от несчастных случаев на производстве осуществляет работодатель, и взнос зависит от степени риска.

Взносы по пенсионному, медицинскому страхованию и страхованию от безработицы выплачиваются на 50% работодателем, на 50% - работающим. Взносы платятся при доходе больше 500 DM в месяц. Предельная сумма, с которой берутся взносы - 6000 DM в месяц.

Система обязательного медицинского страхования

Система обязательного медицинского страхования введена в 1883 году. Социальное (обязательное) медицинское страхование предусматривает:

-диагностику и профилактику заболеваний;

-лечение в амбулаторных и стационарных условиях;

-снабжение лекарствами и вспомогательными средствами при амбулаторном и стационарном лечении;

-выплату пособий в связи с временной утратой трудоспособности (до 6 недель оплачивают работодатели);

-выплата пособий на прерывание беременности, по материнству, по смерти и т.д.

Взнос работающего обеспечивает страхование самого работающего и неработающих членов его семьи. При этом неработающие члены семьи обязаны застраховаться в той же больничной кассе, в которой застраховался работающий. В обязательном страховании взнос не зависит от количества детей в семье.

В структуре застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (92% населения) 44% составляют работающие, 27% - члены семьи, 21% - пенсионеры. Пенсионеры выплачивают 1/3 страхового взноса, а 2/3 выплачивает пенсионный фонд, который формируется из текущих поступлений на основании договора поколений (в отличие от США, где работающие формируют пенсионные фонды для себя).

Структура и деятельность больничных касс

Обязательное медицинское страхование (ОМС) осуществляют некоммерческие страховые организации - больничные кассы (БК). Это - самоуправляемые независимые организации, структура которых определена законодательно. БК управляется собранием представителей, включающим 50% работодателей и 50% работников. Собрание представителей избирает Правление и Президента, который назначает управляющего. Собрание представителей избирается на местном уровне для местных больничных касс из представителей владельцев иии работников застрахованных предприятий. Оно избирается на федеральном уровне для больничных касс, имеющих федеральное подчинение (эрзац-кассы).

В Кильской местной больничной кассе собрание представителей состоит из 18 работодателей, 18 работников и 10 запасных членов.

Собрание представителей устанавливает размер страховых взносов. В зависимости от состава и дохода застрахованных разброс взносов составляет от 9 до 15% к фонду оплаты труда. При этом в наиболее невыгодном положении оказывается местная (территориальная) больничная касса, которая обязана застраховать всех. Остальные больничные кассы - моряков, сельскохозяйственных работников, горняков, эрзац-кассы, отбирают застрахованных по профессиональному принципу. В Германии действует около 1200 больничных касс.

Работающий всегда страхуется лично. Так, служащий может застраховаться либо в местной больничной кассе, либо в отделении эрзац-кассы (одновременно там же страхуются неработающие члены его семьи), и его предприятие будет переводить взносы по социальному страхованию в его больничную кассу (БК). БК осуществляют сбор всех взносов по социальному страхованию, перечисляя их потом в соответствующие фонды (пенсионный и т.д.). Однако реально выбрать больничную кассу могут только 50% застрахованных - те, которые могут застраховаться по производственному принципу. Одно из направлений реформы - увеличение возможности выбора. Поскольку тарифы на медицинскую помощь одинаковы для всех касс, и объем помощи они сократить не имеют права (могут только оплачивать дополнительные услуги - по решению собрания представителей), то привлечение необходимых средств достигается за счет установления соответствующего размера страховых взносов. При этом, если создается больничная касса на предприятии с высоким доходом (оно должно иметь не менее 1000 работающих), может увеличиться размер взноса в местную больничную кассу (за счет ухода из местной кассы застрахованных с высоким доходом). Государство запрещает создание производственных касс, ухудшающих финансовое положение местных касс. Предусмотрены дотации кассам в зависимости от числа застрахованных пенсионеров. Однако удовлетворительного выравнивания размера страховых взносов не происходит. В настоящее время разрабатывается механизм выравнивания, который вступает в действие с 1994 года.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 337
Бесплатно скачать Доклад: Страхование в Германии