Изложение: Д.Б. Эльконин. Психология игры
Шиллер: игра – наслаждение, связанное со свободным от внеш. потр-ти проявлением избытка жизненных сил.
Спенсер: игра – искусственное упражнение сил; в игре находят выражение низшие спос-ти, а в эстетич. деят-ти – высшие.
Вундт: Игра – дитя труда, в игре все имеет прототип в форме серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу.
Эльконин: человеч. игра – деят-ть, в кот. воссоздаются соц. отнош-я между людьми вне условий непосредственно утилитарной деят-ти.
При описании дет. игры психологи особо выделяли работу воображения, фантазии.
Дж. Селли: сущность дет. игры заключ-ся в выполнении какой-нибудь роли.
Эльконин: именно роль и связанные с ней действия и составляют единицу игры.
Структура игры:
роли
игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный хар-р
игровое употребление предметов
реал. отнош-я между играющими детьми
Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражен в игре смысл, задача и система отнош-й воссоздаваемой деят-ти взрослых; чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деят-ти.
На сюжеты игры решающее влияние оказ-т окружающая ребенка действит-ть, соц. усл-я жизни.
Игра особенно чувствительна к сфере человеч. деят-ти, труда и отнош-й между людьми (железная дорога – играли лишь после того, как им показали конкрет. взаимоотн-я, действия).
Об историч. возник-и ролевой игры.
Плеханов:
в истории человеч. общ-ва труд старше игры
игра возник-т в ответ на потр-ти общ-ва, в кот. живут дети и актив. членами кот. они должны стать
Аркин:
поразит. устойчивость дет. игрушки (одинак. у разн. народов)
игрушки первобыт. общ-в и недавнего историч. прошлого по сути одни и те же - игрушка отвечает каким-то неизмен. природ. особ-тям ребенка и не наход-ся в связи с жизнью общества (противоречит Плеханову); но Аркин говорит не о всех, а лишь изначальных игрушках: звуковые (погремушки), двигательные (мяч, змей, волчок), оружие (лук, стрелы, бумеранги), образные (изображ-я живот-х, куклы), веревочка (из нее делают фигуры).
Эльконин: эти игрушки не изначальны, а тоже возникли на опред. ступенях развития общ-ва, им предшествовало изобретение чел-ком опред. орудий труда (Н., добывание огня трением, трение обеспеч-ся вращением, отсюда вращательные игрушки, кубари и т.д.)
Алт (пункты далее – не только его):
Исходное единство трудовой деят-ти и воспитания. Воспитание в примитив. общ-вах:
одинаковое воспитание всех детей
ребенок должен уметь делать все, что делают взрослые
кратковременность периода воспитания
непосредств. участие детей в жизни взрослых
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--