Контрольная работа: Аспекты и задача планового управления хозяйством
Закладывание основ социальное ориентированной рыночной экономической системы в Украине требует коренных изменений в управлении хозяйством и комплексном планировании.
С отказом от командно-административной системы управления появились предложения отказаться от планирования хозяйства. Такая точка зрения была бы правильной, если бы были основания для отождествления планирования с командами, приказами, утвержденными задачами, фондами, нарядами и другими обязательными атрибутами директивного управления. Однако таких оснований нет.
Планирование - это прежде всего научное предусмотренное развития и результатов общественного производства, природопользование и удовлетворение потребностей человека. Оно учитывает закономерности, тенденции социального и научно-технического прогресса, изменения структуры и пропорций, объективные зависимости и причинно-следственные связи в общественном хозяйстве. В таком случае отказ от командно-административной системы совсем не означает отказа от планирования. Идется прежде всего о предоставлении нему в самом деле научного содержания, об изменении его форм и методов, приведение в соответствие к условиям развития общества. Противопоставление планов прогнозам есть ошибочной. План всегда имел элементы прогноза, а долгосрочные планы были преимущественно прогнозными.
Хозяйственная практика многих стран мира, в особенности Польши, Франции, США, Канады, Японии, свидетельствует об эффективности планирования экономики и территориального управления в условиях высоко - развитого рыночного отношения. Территориальное управление в разных странах имеет свою специфику. Для федеративных государств характерная значительная самостоятельность больших административно-территориальных единиц, которые часто способные проводить собственную социальную политику. Местные органы здесь принимают участие в проведении политики, которой придерживаются центральные органы управления.
В большинстве зарубежных стран сложилась многозвенная система управления территориальным социально-экономическим развитием. Рядом с центральными органами управления управленческой деятельностью занимаются большие региональные и локальные территориальные структуры. Центральные органы территориального управления осуществляют макро регулирование процессов социально-экономического развития. Здесь же формируется законодательная среда, которая регламентирует всю деятельность в сфере территориального управления.
Региональную политику в некоторых странах осуществляют специализированные государственные директивные или совещательные органы. Например, в Польше действует Государственный совет территориального развития. К ее составу входят представители как законодательной, так и исполнительной власти. К компетенции Совета входит подготовка предложений относительно формирования государственной региональной политики, оценок в области территориального планирования.
Во Франции много лет функционирует министерский комитет по проблемам региональных действий и приведения в порядок территории, которая принимает правительственные решения в области региональной политики. У жизни их воплощает Представительство из упорядочения территории, председатель которого подчиняется непосредственно премьер-министру.
В Канаде действует комитет Кабинета Министров по вопросам экономического и регионального развития.
В США функционирует Президентская комиссия по проблемам федерализма. Она занимается подготовкой аналитических отчетов и рекомендаций для президента и Конгресса, изготовлением путей усовершенствования федеративных отношений, координацией текущей деятельности федеральной администрации по вопросам усовершенствования межрегиональных отношений.
В Японии при Кабинете Министров действуют Экономический консультативный совет и Консультативный совет планирования комплексного развития территории. Руководит ними премьер-министр. Основным рабочим органом в государственном аппарате Японии, которая разрабатывает государственную региональную политику, программы и планы регионального социально-экономического развития, есть Управление экономического планирования.
Приведенные примеры свидетельствуют о большом разнообразии институционных структур, о том, что во многих странах вопросом территориального управления, формирование и реализации государственной региональной политики предоставляется большое внимание
Различают такие виды планирования экономического и социального развития страны:
1) общественно-хозяйственное, что охватывает весь хозяйственный комплекс страны и предусматривает разработку и складывание комплексных планов развития хозяйства страны, его областей, территориальных структур всех уровней. Концептуально идеи общественно-хозяйственного планирования есть инструментом влияния государства на общественное хозяйство;
2) отраслевое, объектом которого есть области и межотраслевые комплексы;
охватывает развитие хозяйства по вертикалу - от сырья к конечному продукту. Ныне нужны комплексные планы, которые разработанные не только по вертикалу, а и по горизонтали, то есть учитывают взаимосвязь и взаимодействие областей на территории, его естественные условия и ресурсы;
3) территориальное, то есть планирование размещения продуктивных сил и предприятий, хозяйства регионов. Через территориальное планирование хозяйства реализуется государственная политика регионального развития. Территориальное планирование - это механизм управления территориальной организацией продуктивных сил с учетом региональных приоритетов их развития и усовершенствование производственных отношений. При этом территории (районы) планирование могут быть выделены с учетом географического расположения (условий развития), экономико-географического фактора (причин развития), административного деления (условий управление).
4) программно-целевыми, какими органически связанное с перечисленными видами планирование в решении узловых проблем развития общественного хозяйства.
Основным функциональной задачей территориального управления в социальной сфере есть создание условий для удовлетворения материальных и духовных потребностей населения региона. Это требует решение таких задач в социальной сфере:
удовлетворение потребностей населения в работы и обеспечение эффективного использования трудового потенциала региона;
создание условий для воспроизведения трудового потенциала региона;
обеспечение эффективного развития социальной инфраструктуры;
удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, разнообразных товарах и платных услугах;
регулирование формирования систем расселение;
воспроизведение благоприятного для жизнедеятельности человека и рекреации экологической среды и т.п.
Основными функциональными задачами территориального управления в производственной сфере есть обеспечение эффективного развития хозяйства региона. Это требует решение таких задач:
эффективное развитие региона и объединение его специфических интересов с общегосударственными интересами;
эффективное внутренне региональное разделение труда, специализация и кооперирование, обеспечение комплексного развития хозяйства региона;
эффективная общая деятельность предприятий в регионе;
обеспечение благоприятных инфраструктурных условий для размещения и эффективного функционирования производственных объединений;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--