Контрольная работа: Организация и проведение коллективных акций протеста
Выполнила
Мухаметшина Юлия Васильевна
Специальность Финансы и кредит
Челябинск
2008
Содержание
Введение
1. Теоретические основы организации и проведения коллективных акций протеста
1.1 Причины коллективных трудовых конфликтов и споров
1.2 Правовые основы организации коллективных акций протеста
2. Анализ и хроника коллективных акций протеста в РФ
2.1 Предпосылки коллективных акций протеста в России
2.2 Акции протеста горняков в г. Москве
2.3 Всероссийская забастовка работников образования, здравоохранения, культуры 12 октября 2005 г
2.4 Забастовка российского «Форда»
2.5 Поучительная история «Красной Шапочки»
Заключение
Список используемых источников и литературы
Введение
Рыночная экономика невозможна без применения человеческого труда. Это аксиома. Однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто экономическими категориями, современные российские политики, промышленники и предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы собственности, организационно - правовых форм предпринимательства, инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на котором продается и покупается такой специфический «товар», как рабочая сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации, являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Согласно Конституции право человека на труд является одним из самых принципиальных прав, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества.
Конституция Российской Федерации, провозгласив нашу страну социальным и правовым государством, закрепила право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законами способов их разрешения. Трудовое законодательство развивает конституционные положения и создает правовой механизм для разрешения возникающих трудовых споров - индивидуальных и коллективных.
Интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии трудового правоотношения, что, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.
Трудовые конфликты между сторонами трудовых правоотношений, которыми является работодатель и работник, могут возникать по самым разным поводам, основаниям и на любом этапе трудовых отношений. Они могут предшествовать этим отношениям или приходить им на смену.
В настоящий период в нашей стране государственный контроль за управлением производством недостаточен. Число коллективных трудовых споров хоть и уменьшилось по сравнению с тяжелыми для России 1990-ми, но зато они стали острее – люди уже не просят выплачивать вовремя заработную плату, а требуют ее прямой зависимости от инфляции в стране, заявляют о расширении социальных гарантий.
Формирование института права, регулирующего коллективные трудовые споры (конфликты), прошло долгий и тяжелый путь - от полного запрета коллективных акций работников (с введением уголовной ответственности за участие в них) до признания права на забастовку (пикеты, митинги и пр.) на межгосударственном уровне. Данный процесс в национальных правовых системах сопровождался принципиальными изменениями сущности права в сторону его гуманизации, обусловленными новой системой ценностей общества - признанием прав человека, стремлением достичь социального мира, социальной справедливости в распределении общественного продукта, пришедшей на смену концепции абсолютной свободы договора и апологетике института частной собственности. Необходимо также отметить, что на этот процесс воздействие, главным образом, оказывала именно рабочая борьба, проводившаяся вопреки существующему законодательству.
1. Теоретические основы организации и проведения коллективных акций протеста
1.1 Причины коллективных трудовых конфликтов и споров
Трудовые конфликты между сторонами трудовых правоотношений, которыми являются работодатель и работник, могут возникать по самым разным поводам, основаниям и на любом этапе трудовых отношений. Они могут предшествовать этим отношениям или приходить им на смену. Однако при этом они не всегда могут подпадать под термин «трудовой спор».
Можно ли любой конфликт назвать спором в юридическом смысле? Нет, потому что далеко не каждый конфликт перерастает в юридический спор. Во-первых, конфликт может «тлеть», а стороны не предпринимать никаких усилий по его разрешению. Во-вторых, участники отношений, регулируемых трудовым правом, могут разрешить свой конфликт добровольно, мирным путем, посредством переговоров и не допустить перехода возникающих между ними разногласий на стадию трудового спора. В-третьих, нельзя не учитывать чисто психологические факторы. Так, большинство работников, несмотря на недовольство неправомерными действиями работодателя, все же избегают обращения за защитой своих прав в компетентные органы, опасаясь негативных для себя последствий.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--