Контрольная работа: Организация рабочего времени, как фактор снижения стресса
Содержание
Введение
1. Стресс и организация рабочего процесса
2. Правила организации рабочего времени
Заключение
Список литературы
Введение
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причин тому множество: жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д.
По представлениям современных ученых стресс - это неспецифическая универсальная защитная реакция организма, сформировавшаяся у живых организмов как механизм выживания в условиях неблагоприятной окружающей среды. Профессиональный стресс – это многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.
Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях.
Профилактикой стресса может быть правильная организация рабочего времени. Данное положение является целью работы.
Для реализации цели выделены следующие задачи:
1. Проанализировать стресс и организацию рабочего дня.
2. Рассмотреть правила организации рабочего времени.
Структура работы представлена ведением, двумя параграфами, заключением и списком литературы, что соответствует поставленным цели и задачам.
1. Стресс и организация рабочего процесса
Психосоциальные условия, предъявляемые в рабочем процессе: труд должен предполагать уважение жизненных норм и сохранение здоровья, предоставлять свободное время для отдыха и развлечения, позволять служить обществу (т.е. чувствовать свою необходимость для общества), также труд должен давать возможность получать удовлетворение от развития собственных возможностей. Для выполнения этих условий должен выполняться ряд требований:
1. Работа должна предъявлять к работнику более широкие требования, чем просто выносливость, и быть, как минимум, разнообразной.
2. Работник должен иметь возможность учиться на работе и продолжать свое образование.
3. Работа должна иметь определенный компонент принятия решений, которые бы исполнитель мог бы считать собственными.
4. На рабочем месте в определенной степени должны присутствовать социальная поддержка и признание.
5. Работник должен иметь возможность соотносить результаты своего труда с общественной жизнью.
6. Работник должен быть настроен на то, что его будущее зависит от результатов его труда.[1]
Стресс-факторы. Стресс возникает вследствие «несоответствия» человека окружающей обстановке – в силу объективных или субъективных факторов (либо их сочетания) на рабочем месте или где-то еще.[2] Наиболее важные ситуационные факторы, приводящие к дисгармонии:
1. Количественная перегрузка. Чрезмерный объем работы, дефицит времени и монотонный процесс (технология серийного производства и стандартизированная конторская работа).
2. Качественная перегрузка. Зауженное и одностороннее содержание рабочего процесса, однообразие стимулов, отсутствие требований к творчеству или необходимости принятия решений, низкие возможности в области социального взаимодействия (избыточная автоматизация, расширенное применение компьютеров)
3. Ролевые конфликты. Каждый человек исполняет одновременно несколько ролей (ребенок, родитель, супруг, друг и т.п.), и между этими ролями легко возникают конфликты, приводящие к стрессу.
4. Невозможность влиять на ситуацию. Кто-то другой решает, что, когда и как делать, например, в отношении темпов и методов работы.
5. Отсутствие социальной поддержки со стороны домашних, начальства или коллег по работе.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--