Контрольная работа: Особенности государственных органов

содержание

1. Исполнительная власть: понятие, признаки. Правительство в системе исполнительной власти. Совет Министров Республики Беларусь:состав, компетенция в сфере государственного управления. Президиум и аппарат Совета Министров

2. Государственный орган: организационная структура. Что означает организационная структура государственного органа и организационная структура управления госуарственного органа. Охарактеризуйте типы организационных структур государственного органа. Выделите пути их оптимизации. Какой тип организационной структуры в Вашей организации. Какие меры вы бы предложили для ее совершенствования?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Исполнительная власть: понятие, признаки. Правительство в системе исполнительной власти. Совет Министров Республики Беларусь:состав, компетенция в сфере государственного управления. Президиум и аппарат Совета Министров

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь государственной власти. Исполнительная власть тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти.

Исполнительная власть – ветвь единой государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества на основе законодательства и реализующих государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера [2, с. 14].

Исполнительная власть как проявление единой государственной власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

Органы исполнительной власти можно классифицировать по признакам:

1. По правовым основам образования. В зависимости от правовой основы образования органы исполнительной власти разделяются на созданные, на основе Конституции Республики Беларусь, законодательства, подзаконных актов.

Например, в Конституции Республики Беларусь закреплен порядок образования основных звеньев аппарата государственного управления – Совета Министров, министерств, государственных комитетов, органов местного управления [5, ст. ст. 106-108, 119].

2. В зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления. Исходя из государственного устройства Республики Беларусь, как унитарного государства и ее административно-территориального деления следует различать – республиканские органы государственного управления.

Например, Совет Министров Республики Беларусь и органы исполнительной власти – областные, городские, районные органы местного управления, администрацию учреждений, предприятий, организаций.

3. По организационно-правовым формам различаются Совет Министров, министерства, государственные комитеты, комитеты, инстанции.

4. По характеру компетенции, выделяются органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают экономические и социально-культурное развитие. К органам общей компетенции относятся: Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы, администрация района в городах с районным делением [10, ст. 1].

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями. Например, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства.

Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди, органов межотраслевой компетенции, своим статусом выделяются органы, оказывающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы). Например, органы межотраслевой компетенции, выполняющие различные функции – это Министерство экономики, Министерство промышленности. Органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения – это Министерства труда и социальной защиты. Органы, выполняющие функции по определенным проблемам – это Министерство по чрезвычайным ситуациям.

5. По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы.

Коллегиальные органы – организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции органа. Коллегиальными органами являются Совет Министров, исполкомы.

Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.

Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в системе исполнительной власти. Конституционно-правовой статус Совета Министров Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь».

Совет Министров Республики Беларусь является коллегиальным органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления [10, ст. 1].

В своей деятельности Правительство Республики Беларусь подчиняется Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Национальным собранием Республики Беларусь [5, ст. 106].

В состав Правительства входят: Премьер-министр, заместители Премьер-министра, в том числе Первый заместитель Премьер-министра. В состав Совета Министров могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления. Состав Совета Министров утверждается Президентом Республики Беларусь [5, п. 7 ст. 84].

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за исполнением подчиненными ему органами управления, физическими и юридическими лицами [10, ст. 3]. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, охватывает все области и сферы государственного руководства.

Общие полномочия Совета Министров Республики Беларусь означают, что Правительство:

- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

- осуществляет государственное регулирование деятельности всех отраслей экономики, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой и кредитно-денежной политики;

- разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития Республики Беларусь и обеспечивает их реализацию;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 221
Бесплатно скачать Контрольная работа: Особенности государственных органов