Контрольная работа: Особенности и этапы развития политической мысли в России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургского государственного
университета сервиса и экономики


Контрольная работа

По дисциплине:

Политология

Тема:

(Особенности и этапы развития политической мысли в России)

Работу выполнил: Кураков В. В.

Специальность: «Таможенное Дело»

Группа: 6/7108

Курс: 2

Работу проверил: Большакова Г. И.

Выборг 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..............................................................................................................3

1. Истоки политической науки…………………………………………….....4

2. Формирования политической науки. Политические идеи нового времени и эпохи Просвещения…………………………………..………............7

3. Становление политологии как самостоятельной науки на рубеже XIX-XX вв. и ее развитие до 40-х годов XX в……………………..……….............11

4. Политология в послевоенный период……………………………….......15

5. Заключение………………………………………………………………..17

Список литературы……………………..………………………………........18

Введение

Актуальность. Политика представляет одну из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек, так или иначе, соприкасается с миром политического - приходя в государственное учреждение или обращаясь в общественную организацию, работая, обучаясь в школе или университете, поддерживая какую-либо политическую партию и голосуя на выборах за ее кандидата. В действительности же политика в собственном смысле слова представляет собой одновременно сферу деятельности, связанную с властными отношениями в обществе, и саму деятельность государства и его институтов по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, социальной сферы, культурной, образованием, наукой, здравоохранением и др. Политика призвана обеспечить жизнедеятельность различных сфер общественной жизни, институтов, организаций, общества в целом, поэтому на сегодняшний эта тема актуальна, так как определит основные этапы формирования и развития политической науки, которая в дальнейшим, позволит точно знать основу политической науки.

Задачами реферата являются: 1- определить истоки политической науки; 2 – раскрыть и установить формирование политической науки; 3 – выявить политические идеи нового времени и эпохи Просвещения; 4 – выделить современную политологию как самостоятельную науку; 5 – установить политологию в послевоенный период.

Цель реферата: выявить и установить основные этапы формирования политической науки.

1. Истоки политической науки

В попытках ответить на эти и другие вопросы многие иссле­дователи обращали свой взор на духовное наследие античности. И действительно, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся мыслители древности, как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими и их последователями и оппонентами писались фундаментальные сочинения под красноречивыми назва­ниями: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика».[1]

Это дало основание американскому политическому филосо­фу Л.Страуссу утверждать, что именно античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисцип­лины и тем самым «стали основателями политической науки в точ­ном и окончательном смысле слова». Однако анализ реального положения не в полной мере подтверждает этот тезис.

Вопрос состоит в том, чтобы не путать политические и иные учения и идеи прошлого с политической наукой в собственном смысле слова, хотя нельзя отрицать факт существования меж­ду ними преемственной, генетической связи. Если первые в той или иной форме возникли с появлением государства, то поли­тическая наука формировалась по мере вычленения политики как самостоятельной подсистемы жизнедеятельности людей. Подобно тому, как социология формировалась и развивалась в русле основных тенденций и закономерностей становления и эво­люции гражданского общества, политология как самостоятель­ная наука стала возможной в результате вычленения политиче­ской сферы из целостного человеческого социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной под­систем, что по времени совпадало с Новым и Новейшим пери­одом истории.

В политической науке глубина и совершенство анализа оп­ределяются не только длительностью ее возраста, но и тем, на­сколько систематически и успешно она обновляется (постоянно изменяются как материя, так и дух политического, политичес­ких институтов). История политологии это, по сути дела, про­цесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методо­логического и методического арсенала. Знание о политическом собирательно по своей сущности. Чем оно шире, многослойнее и глубже — а это достигается в процессе постоянных исследо­ваний,— тем больше оно соответствует реальному положению ве­щей в мире политического. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Именно традиция во многом определяет то, как исследователь подходит к предме­ту своего интереса. Под традицией здесь подразумеваются фор­мы организации науки, системы теорий и идей, форм и методов аргументации, методологии, технические приемы и т.д.

В истории Запада формирование политического знания харак­теризовалось высокой степенью развития. Государственная си­стема формировалась и развивалась не сама по себе, большую роль в этом плане играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось на развитии политической практики. Взаимное влияние политических знаний и практики политических преоб­разований хорошо прослеживается в истории стран Запада в пе­риод Нового и Новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы.

Например, трудно представить создание современной запад­ной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Дж. Локка, И. Канта и без политической практики таких госу­дарственных деятелей, как Генрих IV, Людовик XIV, Петр I, На­полеон, Бисмарк, Александр II и т.д. Точно так же невозможно представить себе развитие современной политической науки, с одной стороны, без идей и концепций, сформулированных К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.Парето, Э.Дюркгеймом, М.Вебером, Б.Н.Чичериным, П.И.Новгородцевым, М.М.Ковалевским и дру­гими, а с другой — без тех социально-политических преобразо­ваний, которые связываются с именами В.И.Ленина, И.В.Сталина, Ф.Д.Рузвельта, У.Черчилля, К.Аденауэра и др.[2]

Политология как самостоятельная наука стала возможна в результате отделения самого мира политического от производ­ственно-экономической подсистемы и гражданского общества в качестве самостоятельной сферы жизнедеятельности людей. Этот процесс пришелся на период с начала Нового времени до середины XIX в., который характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном их понимании и, соответственно, зачатков их научного анализа. Боль­шой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т.Гоббс, Б.Спиноза и др. В данном аспекте в некотором роде этап­ными можно считать такие работы, как «О свободе слова» Дж. Мильтона, «Левиафан» Дж. Гоббса, «Два трактата о государ­ственном правлении Дж. Локка, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Ж.-Ж.Руссо, «Гражданское обще­ство» А.Фергюсона и др. В этих работах в той или иной форме выделялась проблема политического как особой сферы жизнеде­ятельности людей.[3]

Примерно с середины XVIII до конца XIX в. политология по­степенно вычленялась из комплекса социальных и гуманитар­ных наук. В 80-90-х годах XIX и первые десятилетия XX в. она уже институционализировалась и утвердилась в качестве особой дисциплины с собственным предметом исследования, методоло­гией, методами. По сути дела, период от античности вплоть до начала Нового времени составляет предысторию политической науки и политической философии, главное значение которой со­стоит в накоплении и трансляции от поколения к поколению по­литического и политико-философского знания.

2. Формирование политической науки. Политические идеи Нового времени и эпохи Просвещения .

Качественные изменения с точки зрения возникновения по­литической науки произошли с переходом от Средних веков к Новому времени. В этот период был дан толчок развитию поли­тической теории, идей конституционного строя, республикан­ской и либерально-демократической форм правления, а также вызреванию предпосылок для формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих этим теори­ям и идеям. Освобождение политической мысли от религиозного средневекового мировоззрения связано с формированием новых ме­тодов познания политики, государства и общества. Систему взглядов на государство, общество и личность раннего этапа Нового времени можно назвать гражданской концепцией. Ее отправной точкой был индивид. Основу этого процесса соста­вил комплекс факторов: формирование идеи личности с особы­ми неотъемлемыми правами и свободами, а также интересами, которые могут не совпадать с интересами государства; все более растущее осознание факта существования противоречий и кон­фликтов между обществом и государством; постепенное вызре­вание институтов, ценностей и идей гражданского общества, а также мира политического как самостоятельных подсистем че­ловеческого социума.[4]

Наиболее четко размежевание политической науки, филосо­фии и этики осуществил в XVI в. Н.Макиавелли. Вместо сред­невековой концепции божественного предопределения он вы­двинул идею объективной исторической необходимости и за­кономерности. Он определил политические исследования в ка­честве самостоятельного научного направления, уподобил по­литические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал комплекс методов борьбы за власть. Изучая политику многих государств и регионов Европы, он рассмотрел важные практические во­просы осуществления политики (в том числе то, что делает пра­вителя преуспевающим, а государство надежным и мощным), поставил в центр политики человека с его интересами. Его тру­ды ознаменовали не только крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовали сближению теории и практики, подчинению политических ис­следований решению реальных задач борьбы за власть, ее удер­жание и использование.

Эпоха Возрождения и Реформация как движение за незави­симость светского государства от католической церкви (М.Лю­тер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин) демонстрировали противопостав­ление политики богословию.

Буржуазные революции XVII в. в Голландии и Англии дали толчок к формированию политических идей, определивших направление дальнейшего развития идей политической науки эпохи Просвещения. В этот период были разработаны теории общественного договора и доктрина естественного права, тео­рия разделения властей (труды Г. Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка, Ш.Монтескье и др.). Так, Г. Гроций понимал государство как добровольный общественный договор свободных людей, за­ключенный ради соблюдения естественных законов и общей пользы. Т.Гоббс («Левиафан») исходил из того, что абсолютная власть государства превращает естественные законы в граж­данские, государство должно гарантировать людям свободу, право делать все, что не запрещено гражданскими законами, высшим законом государства должно быть благо народа. Дж. Локк единственный законный источник политической власти обнаруживал в общественном договоре, то есть в согла­шении народа на создание политического общества. Локк вы­двинул принцип разделения властей и законность как меха­низм, мешающий государству выходить за рамки полномочий. Ш.Монтескье («О духе законов»), признавая теорию общест­венного договора, одновременно пытался рассмотреть образо­вание государства как объективный исторический процесс. Монтескье наиболее четко сформулировал принцип разделе­ния властей как гарантии политической свободы. Он создал фактически идеальный для своего времени тип соотношения и баланса трех властей - законодательной (парламент), испол­нительной (монарх) и судебной (независимый суд присяжных) в правовом государстве.[5]

В России с преобразованием сословно-представительной монархии в абсолютную при Петре 1 идеологи петровских ре­форм (Ф.Прокопович, В.Татишев, И.Посошков) с помощью концепций естественного права и общественного договора пы­тались обосновать тезис, что главной целью самодержавной власти является общее благо.

Закономерной ступенью в развитии политической мысли яв­лялось просветительство. Движение просветителей возникло на ранних этапах идеологической подготовки перехода к бур­жуазному строю. Просветительские идеи выражали интересы тех социальных слоев, которые надеялись осуществить назрев­шие преобразования с помощью распространения знаний и по­степенных реформ. Поражает многообразие политических идей эпохи Просвещения. Предлагались проекты «разумных» обществ: от теории просвещенной монархии Ф.Вольтера до концепции отрицания государства и политической власти У.Годвина. Рационалистическая трактовка политики и власти в трудах Д.Дидро, К.Гельвеция, П.Гольбаха. Радикально-демо­кратический взгляд на политику представлен у Ж.-Ж.Руссо, предлагавшего идеи народного суверенитета и прямого народо­властия.

Постепенно объяснение политических феноменов и про­цессов в терминах рационализма становится в западном обществознании общепринятым. Утверждалась методология анализа общественно-политических явлений, разрабатыва­лись новые специальные методы исследования, возрастал ин­терес к методам формально-правового анализа, юридической логике, сравнительно-правовому анализу. В этом плане наше внимание привлекают философско-правовые концепции И.Канта и Г.Гегеля. С именем Канта связан ценностный под­ход к праву и человеку, сильно его влияние на развитие идей правового государства, до сих пор привлекает внимание уче­ние о вечном мире. Г.Гегель поставил проблемы активного творческого характера сознания человека и специфики зако­нов, действующих в обществе. Его концепция гражданского общества, конституционной монархии и сословно-корпора­тивной демократии, учение о государстве — политическом строе, внутреннем государственном устройстве, правительст­венной власти во многом сохранили свою актуальность до на­ших дней.

Ведущим направлением западной политической мысли пер­вой половины XIX в. являлся либерализм (И.Бентам, Г.Спенсер, Д.Милль). В политической области либерализм основыва­ется на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 206
Бесплатно скачать Контрольная работа: Особенности и этапы развития политической мысли в России