Контрольная работа: Особенности и этапы развития политической мысли в России
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургского государственного
университета сервиса и экономики
Контрольная работа
По дисциплине:
Политология
Тема:
(Особенности и этапы развития политической мысли в России)
Работу выполнил: Кураков В. В.
Специальность: «Таможенное Дело»
Группа: 6/7108
Курс: 2
Работу проверил: Большакова Г. И.
Выборг 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................................3
1. Истоки политической науки…………………………………………….....4
2. Формирования политической науки. Политические идеи нового времени и эпохи Просвещения…………………………………..………............7
3. Становление политологии как самостоятельной науки на рубеже XIX-XX вв. и ее развитие до 40-х годов XX в……………………..……….............11
4. Политология в послевоенный период……………………………….......15
5. Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………..………………………………........18
Введение
Актуальность. Политика представляет одну из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек, так или иначе, соприкасается с миром политического - приходя в государственное учреждение или обращаясь в общественную организацию, работая, обучаясь в школе или университете, поддерживая какую-либо политическую партию и голосуя на выборах за ее кандидата. В действительности же политика в собственном смысле слова представляет собой одновременно сферу деятельности, связанную с властными отношениями в обществе, и саму деятельность государства и его институтов по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, социальной сферы, культурной, образованием, наукой, здравоохранением и др. Политика призвана обеспечить жизнедеятельность различных сфер общественной жизни, институтов, организаций, общества в целом, поэтому на сегодняшний эта тема актуальна, так как определит основные этапы формирования и развития политической науки, которая в дальнейшим, позволит точно знать основу политической науки.
Задачами реферата являются: 1- определить истоки политической науки; 2 – раскрыть и установить формирование политической науки; 3 – выявить политические идеи нового времени и эпохи Просвещения; 4 – выделить современную политологию как самостоятельную науку; 5 – установить политологию в послевоенный период.
Цель реферата: выявить и установить основные этапы формирования политической науки.
1. Истоки политической науки
В попытках ответить на эти и другие вопросы многие исследователи обращали свой взор на духовное наследие античности. И действительно, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся мыслители древности, как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими и их последователями и оппонентами писались фундаментальные сочинения под красноречивыми названиями: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика».[1]
Это дало основание американскому политическому философу Л.Страуссу утверждать, что именно античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и тем самым «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова». Однако анализ реального положения не в полной мере подтверждает этот тезис.
Вопрос состоит в том, чтобы не путать политические и иные учения и идеи прошлого с политической наукой в собственном смысле слова, хотя нельзя отрицать факт существования между ними преемственной, генетической связи. Если первые в той или иной форме возникли с появлением государства, то политическая наука формировалась по мере вычленения политики как самостоятельной подсистемы жизнедеятельности людей. Подобно тому, как социология формировалась и развивалась в русле основных тенденций и закономерностей становления и эволюции гражданского общества, политология как самостоятельная наука стала возможной в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпадало с Новым и Новейшим периодом истории.
В политической науке глубина и совершенство анализа определяются не только длительностью ее возраста, но и тем, насколько систематически и успешно она обновляется (постоянно изменяются как материя, так и дух политического, политических институтов). История политологии это, по сути дела, процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсенала. Знание о политическом собирательно по своей сущности. Чем оно шире, многослойнее и глубже — а это достигается в процессе постоянных исследований,— тем больше оно соответствует реальному положению вещей в мире политического. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Именно традиция во многом определяет то, как исследователь подходит к предмету своего интереса. Под традицией здесь подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, форм и методов аргументации, методологии, технические приемы и т.д.
В истории Запада формирование политического знания характеризовалось высокой степенью развития. Государственная система формировалась и развивалась не сама по себе, большую роль в этом плане играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось на развитии политической практики. Взаимное влияние политических знаний и практики политических преобразований хорошо прослеживается в истории стран Запада в период Нового и Новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы.
Например, трудно представить создание современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Дж. Локка, И. Канта и без политической практики таких государственных деятелей, как Генрих IV, Людовик XIV, Петр I, Наполеон, Бисмарк, Александр II и т.д. Точно так же невозможно представить себе развитие современной политической науки, с одной стороны, без идей и концепций, сформулированных К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.Парето, Э.Дюркгеймом, М.Вебером, Б.Н.Чичериным, П.И.Новгородцевым, М.М.Ковалевским и другими, а с другой — без тех социально-политических преобразований, которые связываются с именами В.И.Ленина, И.В.Сталина, Ф.Д.Рузвельта, У.Черчилля, К.Аденауэра и др.[2]
Политология как самостоятельная наука стала возможна в результате отделения самого мира политического от производственно-экономической подсистемы и гражданского общества в качестве самостоятельной сферы жизнедеятельности людей. Этот процесс пришелся на период с начала Нового времени до середины XIX в., который характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном их понимании и, соответственно, зачатков их научного анализа. Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т.Гоббс, Б.Спиноза и др. В данном аспекте в некотором роде этапными можно считать такие работы, как «О свободе слова» Дж. Мильтона, «Левиафан» Дж. Гоббса, «Два трактата о государственном правлении Дж. Локка, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Ж.-Ж.Руссо, «Гражданское общество» А.Фергюсона и др. В этих работах в той или иной форме выделялась проблема политического как особой сферы жизнедеятельности людей.[3]
Примерно с середины XVIII до конца XIX в. политология постепенно вычленялась из комплекса социальных и гуманитарных наук. В 80-90-х годах XIX и первые десятилетия XX в. она уже институционализировалась и утвердилась в качестве особой дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами. По сути дела, период от античности вплоть до начала Нового времени составляет предысторию политической науки и политической философии, главное значение которой состоит в накоплении и трансляции от поколения к поколению политического и политико-философского знания.
2. Формирование политической науки. Политические идеи Нового времени и эпохи Просвещения .
Качественные изменения с точки зрения возникновения политической науки произошли с переходом от Средних веков к Новому времени. В этот период был дан толчок развитию политической теории, идей конституционного строя, республиканской и либерально-демократической форм правления, а также вызреванию предпосылок для формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих этим теориям и идеям. Освобождение политической мысли от религиозного средневекового мировоззрения связано с формированием новых методов познания политики, государства и общества. Систему взглядов на государство, общество и личность раннего этапа Нового времени можно назвать гражданской концепцией. Ее отправной точкой был индивид. Основу этого процесса составил комплекс факторов: формирование идеи личности с особыми неотъемлемыми правами и свободами, а также интересами, которые могут не совпадать с интересами государства; все более растущее осознание факта существования противоречий и конфликтов между обществом и государством; постепенное вызревание институтов, ценностей и идей гражданского общества, а также мира политического как самостоятельных подсистем человеческого социума.[4]
Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в XVI в. Н.Макиавелли. Вместо средневековой концепции божественного предопределения он выдвинул идею объективной исторической необходимости и закономерности. Он определил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал комплекс методов борьбы за власть. Изучая политику многих государств и регионов Европы, он рассмотрел важные практические вопросы осуществления политики (в том числе то, что делает правителя преуспевающим, а государство надежным и мощным), поставил в центр политики человека с его интересами. Его труды ознаменовали не только крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовали сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть, ее удержание и использование.
Эпоха Возрождения и Реформация как движение за независимость светского государства от католической церкви (М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин) демонстрировали противопоставление политики богословию.
Буржуазные революции XVII в. в Голландии и Англии дали толчок к формированию политических идей, определивших направление дальнейшего развития идей политической науки эпохи Просвещения. В этот период были разработаны теории общественного договора и доктрина естественного права, теория разделения властей (труды Г. Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка, Ш.Монтескье и др.). Так, Г. Гроций понимал государство как добровольный общественный договор свободных людей, заключенный ради соблюдения естественных законов и общей пользы. Т.Гоббс («Левиафан») исходил из того, что абсолютная власть государства превращает естественные законы в гражданские, государство должно гарантировать людям свободу, право делать все, что не запрещено гражданскими законами, высшим законом государства должно быть благо народа. Дж. Локк единственный законный источник политической власти обнаруживал в общественном договоре, то есть в соглашении народа на создание политического общества. Локк выдвинул принцип разделения властей и законность как механизм, мешающий государству выходить за рамки полномочий. Ш.Монтескье («О духе законов»), признавая теорию общественного договора, одновременно пытался рассмотреть образование государства как объективный исторический процесс. Монтескье наиболее четко сформулировал принцип разделения властей как гарантии политической свободы. Он создал фактически идеальный для своего времени тип соотношения и баланса трех властей - законодательной (парламент), исполнительной (монарх) и судебной (независимый суд присяжных) в правовом государстве.[5]
В России с преобразованием сословно-представительной монархии в абсолютную при Петре 1 идеологи петровских реформ (Ф.Прокопович, В.Татишев, И.Посошков) с помощью концепций естественного права и общественного договора пытались обосновать тезис, что главной целью самодержавной власти является общее благо.
Закономерной ступенью в развитии политической мысли являлось просветительство. Движение просветителей возникло на ранних этапах идеологической подготовки перехода к буржуазному строю. Просветительские идеи выражали интересы тех социальных слоев, которые надеялись осуществить назревшие преобразования с помощью распространения знаний и постепенных реформ. Поражает многообразие политических идей эпохи Просвещения. Предлагались проекты «разумных» обществ: от теории просвещенной монархии Ф.Вольтера до концепции отрицания государства и политической власти У.Годвина. Рационалистическая трактовка политики и власти в трудах Д.Дидро, К.Гельвеция, П.Гольбаха. Радикально-демократический взгляд на политику представлен у Ж.-Ж.Руссо, предлагавшего идеи народного суверенитета и прямого народовластия.
Постепенно объяснение политических феноменов и процессов в терминах рационализма становится в западном обществознании общепринятым. Утверждалась методология анализа общественно-политических явлений, разрабатывались новые специальные методы исследования, возрастал интерес к методам формально-правового анализа, юридической логике, сравнительно-правовому анализу. В этом плане наше внимание привлекают философско-правовые концепции И.Канта и Г.Гегеля. С именем Канта связан ценностный подход к праву и человеку, сильно его влияние на развитие идей правового государства, до сих пор привлекает внимание учение о вечном мире. Г.Гегель поставил проблемы активного творческого характера сознания человека и специфики законов, действующих в обществе. Его концепция гражданского общества, конституционной монархии и сословно-корпоративной демократии, учение о государстве — политическом строе, внутреннем государственном устройстве, правительственной власти во многом сохранили свою актуальность до наших дней.
Ведущим направлением западной политической мысли первой половины XIX в. являлся либерализм (И.Бентам, Г.Спенсер, Д.Милль). В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--