Контрольная работа: Показатели качества продукции
1. Э ргономические свойства товаров
Эргономическими (от греч. ergon – работа, nomos – закон) называют свойства товара, обеспечивающие удобство и комфорт его потребления в системе человек – товар – среда.
Эргономика – наука, комплексно изучающая деятельность человека в конкретных условиях с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации и потребления, в том числе и товаров.
Эргономические свойства удовлетворяют физиологические и / или психологические потребности согласно определенным характеристикам потребителя и позволяют определить пути повышения эффективности деятельности человека, влияние на эту деятельность товара и среды.
Эргономические свойства подразделяют на такие подгруппы: гигиенические, антропометрические, психологические, психофизиологические.
Гигиенические свойства в совокупности показывают способность товара обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его контакте с товарами и средой, а также определенную степень чистоты товара.
Нормальные условия жизнедеятельности человека часто зависят от освещения и запыленности помещения, температуры и влажности воздуха, шумового и вибрационного фона, электрического и ароматического климата, и т.д. Нарушение комфортных условий отрицательно сказывается на самочувствии человека, снижает производительность его труда, увеличивает количество ошибок при работе.
От гигиенических свойств одежды и обуви (гигроскопичность, воздухо -, паро -, теплопроницаемость и др.) особенно зависят нормальне условия жизнедеятельности человека. Особенно негативно влияют на организм человека синтетические волокна, из которых изготовлены одежда и обувь, которые накапливают в себе электростатический заряд.
Подгруппу свойств, характеризующую чистоту товара, оценивают по показаниям поверхностей и объемной загрязняемости и очищаемости. Учитывают загрязняемость частицами твердыми(пыль), жидкими (масло, краска), газами или комбинированную.
Важным требованием с точки зрения гигиенических свойств также является возможность поддерживать изделия в чистоте, что зависит от материала, формы изделия, характера обработки его поверхности. Гигиеничными считаются блестящие полированные изделия из стекла, керамики, имеющие прямолинейную, круглую и овальную формы, пригодные для очистки их от загрязнений.
Антропометрические свойства характеризуют соответствие конструкции изделия и его элементов форме и массе тела человека, что обеспечивает комфорт, удобство употребления (эксплуатации) товаров. Наибольшее значение эти свойства имеют для непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель и т.д.). Размеры одежды, обуви, головных уборов непосредственно связаны с антропометрическими размерами населения (рост, полнота, объем талии, длина и ширина стопы и т.д.). Антропометрические характеристики людей разных регионов мира неодинаковы, в результате чего размеры одежды и обуви, изготовленных в разных странах, не совпадают.
Показателями антропометрических свойств могут быть также и размеры бытовой техники, мебели, оргтехники и других товаров. Так, размеры ручных и электроинструментов должны соответствовать антропометрическим характеристикам руки человека и обеспечивать удобство и рациональность их использования. Несоответствие формы рукоятки инструментов форме руки вызывает неудобство в использовании инструмента, создает неравномерную нагрузку на отдельные точки руки, провоцирует быстрое утомление.
Психологические свойства – это способность товаров обеспечивать соответствие изделий восприятию, мышлению и навыкам человека при их потреблении (эксплуатации). Психологические требования могут проявляться в восприятии цвета, силе или тембре звучания, в запахе, вкусе и т.д. Например, бытовая аудио- и видеотехника должна соответствовать психологическим возможностям человека воспринимать звуковую и визуальную информацию. Громкое звучание, количество кадров телевизора за единицу времени вызывает утомление и возбуждает нервную систему человека, что влияет на его здоровье.
Психолого-физиологические свойства – это свойства товара, комплексно удовлетворяющие как психологические, так и физиологические потребности человека и создают ощущение комфорта.
Психолого-физиологическое восприятие человеком некоторых свойств товара с помощью органов чувств составляет так называемый органолептический метод определения свойств. Это касается, прежде всего,
продовольственных товаров, вкус, запах, товарный вид продуктов вызывают желание их приобрести, удовлетворить как физиологические, так и психологические требования человека.
Таким образом, эргономические показатели включают в себя:
– показатели соответствия изделия и его элементов размерам и форме тела и его отдельным частям;
– показатели соответствия изделия силовым, энергетическим, скоростным возможностям человека, соответствия изделия возможностям органов зрения, слуха, обоняния человека;
– показатели соответствия изделия возможностям человека воспринимать, сохранять и обрабатывать информацию и соответствия закрепленным и вновь сформированным навыкам;
– показатели, характеризующие влияние среды использования и самого изделия на эффективность деятельности человека.
Для разных групп непродовольственных товаров определяющие показатели эргономических свойств будут разными в зависимости от предназначения самих товаров. Так, для тканей, кожи, ковровых изделий – это преимущественно показатели гигиенических свойств; для посуды – нетоксичность и удобство формы и конструкции; для велосипеда – легкость хода, посадки, комфортность и безопасность езды, а также удобство перевозки и хранения; для приборов и аппаратов – легкость считывания показаний, легко различаемые ручки и индикаторы.
2. Особенности исследования качества продовольственных товаров
Понятие «качество» применяют в товароведении для выражения степени полезности товара, его способности удовлетворять определенные материальные и духовные потребности человека или общества. На основе этого общество определяет требования к товару. Качество товара выступает как соответствие товара установленным к нему требованиям. Заложенная в товаре потребительская стоимость проявляется лишь тогда, когда он потребляется в соответствии с назначением. Следовательно, для суждения о качестве товара необходимо знать не только его свойства, но и учитывать условия, в которых эти свойства будут использованы. Заключение о качестве товара можно сделать на основе изучения процесса его потребления.
Подходы к определению качества продовольственных товаров запрограммированы особенностями их функциональных свойств. Все они употребляются и используются как еда. Отсюда и вытекают одинаковые требования к любому продовольственному товару. Товар должен соответствовать гигиеническим требованиям, иметь соответствующую пищевую и биологическую ценность, способность храниться соответствующий промежуток времени или иметь соответствующие органолептические свойства.
Знание в совершенстве потребительских свойств продовольственных товаров, определяющих их качество, знание методов исследования соответствующих показателей качества, является основным условием результативной оценки качества и выданных рекомендаций.
Значительное внимание уделяют также исследованию качества упаковки и внешнему оформлению (защите товара от воздействия внешних факторов, предупреждению потерь ароматических соединений, защите от высыхания и увлажнения, удобству транспортирования, реализации, потребления и т.д.).
3. Методы оценки уровня качества товара
Уровень качества товара – это относительная характеристика его качества, основанная на сравнении качественных показателей оцениваемого товара, с соответствующими показателями товара, принятого как базовый образец.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--