Контрольная работа: Политический риск сущность уровни Управление политическими рисками
1. Понятие и сущность политического риска
Термин «риск» происходит от латинского «risicare», означающего «решиться». В теории и практике понятие риска имеет многосторонний и многозначный характер.
Под политическим риском понимается “вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления нежелательных событий” [1, с.139].
В. Вестон и Б.Сорж определяют политический риск как действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений, приводят к конфискациисобственности иностранных компаний. [3].
Политический риск представляет собой вероятность возникновения политических факторов в стране (регионе), которые могутоказать благоприятное или отрицательное влияние на управленческую, экономическую и другие виды деятельности. К числу таких политических факторов относятся, например, уровни стабильности политического режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы [2].
Под политическим риском в узком смысле слова понимается вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций [8].
Й. Пфеффер определил соотношение между риском и неопределенностью следующим образом: «Риск… представляет собой комбинацию нескольких видов азарта, он измеряется вероятностью; неопределенность измеряется уровнем веры. Риск – это состояние мира, неопределенность – состояние воображения». Политический риск как структурное явление включает в себя следующие основные компоненты. Особое местоздесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск»[6]. Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе).
Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможностьпотерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д.
Более полным и приемлимым, по моему мнению, является понятие политического риска как вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов. Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками [4].
К политическим рискам относятся:
а) невозможность осуществления деятельности вследствие военных действий,революции, обострения внутриполитической ситуации в стране,национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-заотказа нового правительства выполнять принятые предшественникамиобязательства и т.п.;
б) введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срокввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);
в) неблагоприятное изменение налогового законодательства;
г) запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа. Вэтом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено внациональной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.
2. Уровни политических рисков
Уровень риска – это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи.
На практике оценки политического риска даются для различных временных горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих учета оценок риска.
Политический риск оценивается на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам [4, c.852] стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России). В последние годы вырос интерес к глобальному риску. Это видно, в частности, из тематики дискуссий на ежегодных конференциях Совета по управлению риском международного бизнеса. Это нашло отражение в тенденциях, связанных со стремлениями некоторых влиятельных кругов Запада к “глобальной координации” отношений между странами. Усилились тенденции к созданию “мирового поля доверия”. Однако здесь велика опасность усиления “уязвимости” некоторых государств от тех, кто будет контролировать это “поле” и определять нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать “координация” на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места “под солнцем” в результате распада бывших великих держав. Уровень политического риска при этом должен повышаться.
При оценке политического риска на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень риска по стране, преобразуются в соответствующие рейтинги. Рейтинг страны – это ее место в общей совокупности сравнительных стран, отражающее степень желательности состояния соответствующей обстановки. Иногда говорят о различиях “политического климата”. Трудность состоит в том, что рейтинги обычно привязаны к конкретному числу рассматриваемых стран (а их число не является постоянным).
На практике рейтинг страны определяется с учетом ее места в группе стран, которые упорядочены в определенной последовательности с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах. Чаще всего используется 100-балльная шкала, где страны с минимальным уровнем политического риска получают наибольшие оценки в баллах. Политологи, которые привлекаются для оценки уровня политического риска при их использовании на практике, часто [4, c.853] пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей. Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой стратегической зоны деятельности).
Таблица 1
Шкалы оценки уровня риска
Уровень риска | Баллы | Вероятность существ. Ущерба |
практически отсутствует | 83-100 | |
очень низкий | 75-82 | Низкая |
Низкий | 67-74 | (мала) |
Заметный | 60-66 | |
Ниже среднего | 55-59 | Умеренная |
51-54 | (допустимая) | |
Средний | 45-50 | |
Выше среднего | 40-44 | Большая |
на грани допустимого | 34-39 | (велика) |
не допустимо | 26-33 | |
18-25 | Высокая | |
0-17 |
Таблица 2
Рейтинговая таблица риска стран мира (1995г.).
Страна | Рейтинг 1995(из181 страны) | Уровень риска страны, баллы (1995 г.) |
1 | 100 | |
2 | 99 | |
3 | 98 | |
4 | 97 | |
Нидерланды | 5 | 96 |
Швейцария | 6 | 96 |
Япония | 7 | 95 |
США | 8 | 94 |
Германия | 12 | 92 |
Бельгия | 14 | 90 |
Тайвань | 15 | 86 |
Швеция | 17 | 85 |
Австралия | 18 | 85 |
Корея | 21 | 82 |
Испания | 22 | 82 |
Италия | 23 | 80 |
Таиланд | 29 | 75 |
С. Аравия | 40 | 66 |
КНР | 42 | 65 |
Индонезия | 43 | 64 |
ЮАР | 49 | 62 |
Индия | 53 | 55 |
Турция | 59 | 50 |
Польша | 66 | 47 |
Мексика | 67 | 47 |
Бразилия | 78 | 43 |
Аргентина | 83 | 41 |
Пакистан | 94 | 37 |
Россия | 133 | 22 |
Нигерия | 151 | 16 |
Оценки уровня политического риска и соответствующие рейтинги стран публикуются в периодической печати, например, в издаваемом в Лондоне журнале “Евромани” (Euromoney) – табл. 2 и 3. В табл.2 представлен рейтинг риска основных стран мира в 1995 году по 100 бальной шкале, а в табл. 3 только политический риск стран мира за 1997г. по 25 бальной шкале. Риск по 100 бальной шкале это общий (стрновой) риск страны, состоящий из: политического риска (25%), экономических данных (25%), долгового показателя страны (10%), не выплачиваемые долги (10%), оценки кредитоспособности (10%), доступа к банковским финансам (5%), доступ к краткосрочным финансам (5%), доступа к рынку капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%).
Таблица3[8]
Рейтинговая таблица политического риска стран мира (1997г.).
Место, занимаемое в рейтинге политического риска ста стран мира | Наименование страны | Рейтинг политического риска (наилучшая сумма баллов составляет 25, наихудшая стремится к нулю) |
1. | США | 25,00 |
2. | Германия | 24,97 |
3. | Швейцария | 24,84 |
4. | Великобритания | 24,82 |
5. | Люксембург | 24,70 |
6. | Нидерланды | 24,46 |
7. | Норвегия | 24,37 |
8. | Япония | 24,27 |
9. | Дания | 24,16 |
10. | Франция | 24,03 |
11. | Австрия | 23,91 |
12. | Канада | 23,91 |
13. | Бельгия | 23,41 |
14. | Швеция | 23,01 |
15. | Финляндия | 22,92 |
16. | Австралия | 22,69 |
17. | Ирландия | 22,41 |
18. | Италия | 22,07 |
19. | Новая Зеландия | 22,03 |
20. | Сингапур | 21,91 |
21. | Испания | 21,81 |
22. | Португалия | 21,45 |
23. | Тайвань | 21,16 |
24. | Бруней | 20,83 |
25. | Гонконг | 20,21 |
26. | Исландия | 19,90 |
27. | Бермуды | 19,08 |
28. | Турция | 18,82 |
29. | ОАЭ | 18,68 |
30. | Мальта | 18,46 |
31. | Чили | 18,37 |
32. | Кувейт | 18,01 |
33. | Кипр | 17,92 |
34. | Южная Корея | 17,65 |
35. | Китай | 17,50 |
36. | Израель | 17,31 |
37. | Оман | 17,17 |
38. | Саудовская Аравия | 17,11 |
39. | Малайзия | 17,10 |
40. | Греция | 17,02 |
41. | Макао | 16,59 |
42. | Катар | 16,40 |
43. | Чехия | 16,39 |
44. | Пуэрто-Рико | 16,39 |
45. | Маврикий | 16,34 |
46. | Словения | 16,33 |
47. | Багамы | 16,17 |
48. | Ботсвана | 15,96 |
49. | Бахрейн | 15,38 |
50. | Польша | 15,33 |
Были опубликованы рейтинги политического риска 100 стран мира, 50 из которых мы рассмотрели выше. Чтобы можно было провести аналогию с 1995 г. нужно сказать, что Россия в 1997г. заняла 96 место, поднявшись на 37 позиций за 2 года.
Таблица 4[8]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--