Контрольная работа: Понятие о корреляции и корреляционном анализе в психологии
Контрольная работа №3 по предмету
«Основы психологического экспериментирования»
студентки 5 курса з/о
Минск 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие корреляции
2. Виды корреляций
3. Корреляционный анализ
3.1 Коэффициент корреляции рангов Спирмена
3.2 Коэффициент корреляции Пирсона
3.3 Случай одинаковых (равных) рангов
3.4 Расчет уровней значимости коэффициентов корреляции
3.5 Коэффициент корреляции «φ»
3.6 Коэффициент корреляции «τ» Кендалла
3.7 Бисериальный коэффициент корреляции
3.8 Рангово-бисериальный коэффициент корреляции
3.9 Корреляционное отношение Пирсона η
3.10 Множественная корреляция
3.11 Частная корреляция
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Усиление интереса в психологической науке к потенциалу корреляционного анализа обусловлено целым рядом причин. Во-первых, становится допустимым изучение широкого круга переменных, экспериментальная проверка которых затруднена или невозможна. Ведь по этическим соображениям, к примеру, нельзя провести экспериментальные исследования самоубийств, наркомании, деструктивных родительских воздействий, влияния авторитарных сект. Во-вторых, возможно получение за короткое время ценных обобщений данных о больших количествах исследуемых лиц. В-третьих, известно, что многие феномены изменяют свою специфику во время строгих лабораторных экспериментов. А корреляционный анализ предоставляет исследователю возможность оперировать информацией, полученной в условиях, максимально приближенных к реальным. В-четвертых, осуществление статистического изучения динамики той или иной зависимости нередко создает предпосылки к достоверному прогнозированию психологических процессов и явлений.
Однако следует иметь в виду, что применение корреляционного метода связано и с весьма существенными принципиальными ограничениями.
Так, известно, что переменные вполне могут коррелировать и при отсутствии причинно-следственной связи между собой.
Это иногда возможно в силу действия случайных причин, при неоднородности выборки, из-за неадекватности исследовательского инструментария поставленным задачам. Такая ложная корреляция способна стать, скажем, «доказательством» того, что женщины дисциплинированнее мужчин, подростки из неполных семей более склонны к правонарушениям, экстраверты агрессивнее интровертов и т. п.
Необходимо запомнить: наличие корреляций не является показателем выраженности и направленности причинно-следственных отношений.
Другими словами, установив корреляцию переменных мы можем судить не о детерминантах и производных, а лишь о том, насколько тесно взаимосвязаны изменения переменных и каким образом одна из них реагирует на динамику другой (2).
1. ПОНЯТИЕ КОРРЕЛЯЦИИ.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--