Контрольная работа: Психометрическое обоснование диагностических методик
Контрольная работа по психодиагностике
ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
1. ТРУДНОСТЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Теоретическая справка
Определение степени трудности тестовых заданий является обязательной процедурой, с которой начинается анализ качества разрабатываемого теста. Основная цель анализа трудности заданий сводится к выбору оптимальных по сложности заданий, которые затем можно было бы упорядочить по нарастанию сложности. Тест не должен включать слишком легкие и слишком трудные задания. Обычно, если задачу решает большинство, ее помещают (как легкую) в начале теста. Если задачу решает незначительный процент испытуемых, то ее (как трудную) помещают в конце теста.
Трудность задания определяется числом правильных ответов на данное задание в сравнении с общим объемом выборки по формуле:
,
где – количество испытуемых, давших правильный ответ,
– общее количество испытуемых.
Чем легче задание, тем выше этот показатель (А. Анастази,1982). Для большинства тестов принято, что задания с от 0,8 до 0,2 считаются удовлетворительными. То есть задачи, с которыми не справилось более 80% и менее 20% испытуемых, в тест не включают как мало полезные. Анастази считает, что уровень трудности должен иметь некоторый разброс, но в среднем он должен составлять 0,5. Именно в этом случае, тест обеспечивает лучшую дифференциацию результатов (см. ниже о дискриминативности теста).
Если при составлении теста необходимо расположить его задания в порядке возрастания трудности, то тогда необходимо сравнить насколько одна задача трудней другой. Для этого используют статистические критерии, специально предназначенные для оценки значимости различий. В данном случае, чаще используют критерий хи-квадрат Мак-Немары:
([b- c]-1)2
c2= ¾¾¾¾ , где
b + c
где b – количество решивших первую задачу, но не решивших вторую,c – количество решивших вторую задачу, но не решивших первую.
При χ2 > 6,63[1] различия в индексах трудности двух задач следует считать достоверными.
Задание 1 . Расчет индекса трудности заданий
Цель задания: овладение приемами расчета индекса трудности заданий и их сравнения.
Оснащение: микрокалькулятор, таблица первичных результатов (таблица №1).
Таблица №1
Первичные результаты исследования с помощью теста Равена
Испытуемый | Номер задания | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1 | + | + | + | + | – | + | – | – | + | + | + | + |
2 | + | – | + | + | – | + | – | – | + | + | + | + |
3 | + | + | + | + | – | + | + | – | – | + | + | – |
4 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
5 | + | + | + | + | – | – | – | – | + | + | + | + |
6 | + | + | + | + | + | + | + | – | – | + | + | + |
7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
8 | + | – | + | + | – | – | – | – | + | + | + | + |
9 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | – | – | + |
10 | + | – | + | + | – | – | – | + | + | + | + | + |
11 | + | + | + | + | + | + | – | – | – | + | + | + |
12 | + | + | + | + | + | + | + | – | + | + | – | + |
13 | + | + | – | + | – | – | – | – | – | + | + | – |
14 | + | + | + | + | + | + | + | – | + | + | – | + |
15 | + | + | + | + | – | + | + | – | + | + | + | + |
16 | + | + | + | + | + | + | + | – | – | + | + | + |
17 | + | + | + | + | + | + | – | + | + | – | – | + |
18 | + | + | + | + | + | + | + | + | – | + | + | + |
19 | + | – | + | + | – | – | – | + | + | + | + | – |
20 | + | + | + | + | – | + | – | + | – | + | + | + |
Частота решаемости | 20 | 16 | 19 | 20 | 11 | 15 | 11 | 8 | 13 | 18 | 16 | 17 |
Порядок работы:
1. Рассчитываем индексы трудности всех 12 задач.
По формуле ,
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
частота решения (Nn) | 20 | 16 | 19 | 20 | 11 | 15 | 11 | 8 | 13 | 18 | 16 | 17 |
U1=20/20=1 U2=16/20=0,8 U3=19/20=0,95 U4=20/20=0,55 U5=11/20=0,55 U6=15/20=0,75
U7=11/20=0,55 U8=8/20=0,4 U9=13/20=0,65 U10=18/20=0,9 U11=16/20=0,8 U12=17/20=0,85
2. Выделяем задачи, индекс трудности которых оказался оптимальным или близким к оптимальному для данной выборки испытуемых.
: № 2,№ 5,№ 6,№ 7,№ 8,№ 9,№ 11
Форма протокола
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Индекс трудности | 1 | 0,8 | 0,95 | 1 | 0,55 | 0,75 | 0,55 | 0,4 | 0,65 | 0,9 | 0,8 | 0,85 |
ранг трудности | 1,5 | 6,5 | 3 | 1,5 | 10,5 | 8 | 10,5 | 12 | 9 | 4 | 6,5 | 5 |
3. Проранжировать задания по принципу возрастающей трудности.
Индекс трудности | 1 | 1 | 0,95 | 0,9 | 0,85 | 0,8 | 0,8 | 0,75 | 0,65 | 0,55 | 0,55 | 0,4 |
ранг трудности | 1,5 | 0,5 | 3 | 4 | 5 | 6,5 | 0,55 | 8 | 9 | 10,5 | 10,5 | 12 |
Номер задания | 1 | 4 | 3 | 10 | 12 | 2 | 11 | 6 | 9 | 5 | 7 | 8 |
4. Сравнить индексы трудности самой трудной и самой легкой задачи, используя критерий Мак-Немары. Самые легкие задачи № 1 и № 4,так как их решили все. Самая трудная задача № 8,решили восемь человек. Сравним индексы трудности
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--