Курсовая работа: Экологическая политика государства
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОХРАНА окружающ ей сРЕДЫ В СТРАНАХ
С высокоразвитой рыночной Э КОНОМИКОЙ
1. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМ АМ ЭКОЛОГИИ
2. ПЕРЕХОД К гибкой экологической ПОЛИТИКЕ
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
4. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.
ГЛАВА
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Проблемы экологии в россии
1 . I. Острота пробл ем
1.2. Региональная эк ол огическ ая политика
1.3 . Роль предпринимательской деятельности
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. 1. Бюджетное финансирование
2. 2. Внебюд жетные фонды
2.3. Соб ственные средства предприятий
ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В заимодействие общества и природы - узл овая пробл ема пол итического и социал ьно-э кономического раз вития общ ества. Од нако, как пока зывает мировой опыт, эта проб лема ещё дал ека от своего решения.
Расширяя и усил ивая антропогенное и техногенное д авл ение на природу, об щество стал кивается с многократно воспроизведенным "эффектом бумеранга": разрушение природ ы оборачивается э кономическим yщep6oм и социал ьным уроном. Природа не в состоянии собственными сипами восстанав ливать нарушаемое экол огическое равновесие, воссоз давать изъятые у неё блага в соответствующем объеме. Процессы э кологической д еградации приобретаю т характер глубокого экол огического криз иса. Вопрос о сох-ранении природы превращается в вопрос выживания чел овечества. Экономический рост , основывающийся на традиционных принципах, становит ся угрожающе опасным. И есл и на всех предшествующих этапах общество стремил ось максимал ьно преобразовать природу с цепью приспособл ения к своим потребностям, то теперь оно само вынужд ено приспосабл иваться, вид оизменяя свою жизнедеятел ьность и, прежде всего, общественное воспроизводство, с учетом необходимости подд ержания экол огического равновесия, обеспечения э кол огически устойчивого социал ьно-экономического развития общества. И нет в мире политической системы, которая сама по себе гарантировала бы э кологическое благосостояние страны.
М ногие э кологические проблемы сейчас перешагнул и рамки национал ьных хозяйств и приобрел и гл обальное измерение. Для их решения требуется объединение усил ий всех стран мирового сообщества, но согласование позиций различных госуд арств сдерживается прежде всего экономическими соображениями. Быть лидером здесь труд но - попытки решить гл обальные пробл емы в порядке проведения односторонних мер поставят хозяйство страны-инициатора в невыгодное пол ожение по сравнению с конкурентами на мировом рынке. Успешным начал ом сотрудничества посл ужило подписание в 1987 г. 24 странами Монреал ьского протокол а о снижении выбросов фреонов на 50% к 1999 г. В резул ьтате за 1983-198 9 гг 12 европейских стран объявил и о введ ении к указанному сроку пол ного запрета на их производ ство и испол ьзование, а в марте 1989 г. к ним присоединил ись США. Теперь эти страны пытаются убедить остал ьной мир б принятии анал огичных мер.
Страны не сразу пришл и к пониманию необходимости коренной перестройки в отношениях человека и природы. Не сразу были выработаны и эффективные метод ы стимул ирования природоохранной деятел ьности. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как развитые страны мира искал и пути решения э кол огической пробл емы. Рассмотрим на примере Японии как вводил ись в действие различные программы по предотвращению вред ного влияния на окружающую среду в процессе общественного воспроизвод ства и по стимул иров анию восстановительной деятельности.
ГЛА ВА 1 . ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРАНАХ С высокоразвитой рыночной эКОНОМИКОЙ
1 . ПЕРЕМ ЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПР ОБЛЕМ АМ ЭКОЛОГИИ
Перело мным в ох ране окружа ющей среды в капитал истических странах принято считать рубеж 70-х годов. Именно тогда над вигавшийся мировой э кономический и топ лив но-энергетический кризис обнажил гибел ьность дл я цивили зации прежнего потребитель ского отношения к эк ологии . Практически полностью исчерпал себя прежний индустриал ьный э кстенсивный, э кономический рост с возраста ющим потреблением природных ресурсов, одновременно очеред ная вол на НТП предоставил а человечеству воз можность перейти к качественно новому типу экономического раз вития в ус- ловияхкардинально более высоких требований к состоянию окружающ ей среды.
В 70-е годы произошл о изменение в понимании содержания окружающей среды и ее значимости дл я общества. Раз розненные выступления групп насел ения против виновников промышл енного з агрязнения сменил о массовое общественное движение "зел еных". В сознание населения активно проникло понимание того, что нор мал ьное состояние окружающей среды - это не просто борьба с загрязнением, а важнейшая цепь позитивной чел овеческой деятел ьности. Чел овеческая жизнь не может считаться нормальной, если в ней отсутствует экол огическая комфортность, благоустроенность окружающей сред ы. Население все более определ енно высказывает нежел ание опл ачивать свое материал ьное благосостояние тем ил и иным видом э кологического ущерба.
Под воздейств ием острых кризисных явл ении в 70- е годы в Японии, как и в других вед ущих капитал истических странах, сложилась устойчивая госуд арственная э кологическая пол итика. На смену отдел ьных, неред ко разрозненных мер государства по борьбе с: загряз нениями пришл а компл ексная многоцелевая система д ействий, объединенных единой концепцией, которая пол учил а в сестороннее организационное и прав овое оформл ение.
К началу 70-х годов в Японии уже были приняты основные законодател ьные акты по охране окружающей среды. Анал огичный процесс законотворчества охватил тогда практически все развитые капитал истические страны (см. прил ожение, табл . 1). Объек тами законов стали, с одной стороны, основные элементы окружающей среды - воздух, вола, почва, а с д ругой - наибол ее распространенные вид ы промышленных и прочих отход ов, вызывающих загрязнение.
Организационная структура охраны среды в Японии сл ед ующая: Управл ение по окружающей среде, местные государственные п р ирод о о х р а н н ы е органы, а также с. т р у к туры управл ения, созданные в промышл енных компаниях в соответствии с Законом об управл яющих в области охраны среды 1973 г. Заметим, что численность таких управляющих на предприятиях страны в 1937 г. составил а 20,6 тыс. чел овек. В Японии действует также экологическая пол иция.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--