Курсовая работа: Элективный курс "Биохимия" в школьном курсе химии
Введение
Знания из области биохимии, раскрывающие значение различных химических процессов природного и антропогенного происхождения для существования живых организмов, служат своего рода мостом, соединяющим курсы химии и биологии, основой для практического применения химических знаний в повседневной жизни. По своей сути биохимические знания имеют обобщающий характер, поскольку, опираясь на важнейшие теории и законы химии, они раскрывают специфику проявления этих законов и теорий в биологических системах, т. е. на более высоком уровне организации материи.
Глава 1. Элективный курс «Биохимия»
Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие. Д.И. Менделеев
Биохимия – это химия жизни, или, более строго, наука о химических основах процессов жизнедеятельности. Сфера биохимии столь же широка, как и сама жизнь. Всюду, где существует жизнь, протекают различные химические процессы.
В ходе изучения этого курса мы ответим на вопросы: «что происходит?», «как происходит?» и, самое главное, «почему это происходит?».
Актуальность курса. Биохимия является базовой составляющей современной физико-химической биологии. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние «полного физического, духовного и социального благополучия, которое не сводится к простому отсутствию болезней и недомоганий». Со строго биохимической точки зрения организм можно считать здоровым, если многие тысячи реакций, протекающих внутри клеток и во внеклеточной среде, обеспечивают его максимальную жизнеспособность и поддерживают физиологически нормальное состояние. Знание биохимии необходимо для решения проблем сохранения здоровья, выяснения причин различных болезней и поиска путей их эффективного лечения.
Данный элективный курс основывается на курсе «Биохимия», предложенном А.С. Коничевым и А.П. Коничевой, но отличается от последнего меньшим объемом теоретического материала и наличием большого количества лабораторных и практических работ. Создавая курс «Биохимия», я прежде всего ставила задачу приобретения учащимися экспериментальных умений и навыков. В программу включены разделы, касающиеся характеристики основных классов соединений, входящих в состав живой материи, обменных процессов, а также такие важные разделы биохимии, как изучение ферментов, витаминов, гормонов.
В содержании программы отражены научно-практические задачи биохимии, тесно связанные с актуальными вопросами биохимической экологии, что отражает современную тенденцию естественно-научного образования.
Многие вопросы, включенные в данный курс, не рассматриваются в школьной программе или изучаются фрагментарно.
Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет. И.П. Павлов
Схема образования глюкозы в процессе пищеварения
Цели курса: расширить и систематизировать знания учащихся о структуре и функциях белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов, полученные в курсах общей биологии и органической химии; познакомить с современными достижениями и перспективными направлениями развития биохимии.
Схема синтеза белка
Задача курса: создание условий для формирования и развития у учеников: – теоретических знаний и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы; – интереса к изучению биологии и проведению эксперимента; – умения самостоятельно приобретать и применять знания; – творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе реализации данной программы учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
– наблюдать и изучать явления и свойства веществ; –описывать результаты наблюдений;
–выдвигать гипотезы;
– отбирать необходимое оборудование для проведения эксперимента; –выполнять измерения;
– представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков; –интерпретировать результаты эксперимента;
–делать выводы;
– обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
– цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, теория; –роль эксперимента в познании;
–соотношение теории и эксперимента в познании;
– правила пользования химическим оборудованием.
Формы проведения занятий:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--