Курсовая работа: Фразеологизмы в речи современного старшеклассника
Введение
«Фразеологические штрихи» речевого портрета современного десятиклассника
Обзор литературы
Результаты первичного социологического опроса по проблеме
«Русский язык в нашей жизни»
Лексикон современных старшеклассников с точки зрения идиоматики
Выявление зависимости между избранным профилем обучения и степенью владения фразеологическими единицами русской речи
Особенности речевого поведения современных старшеклассников в сфере использования фразеологических единиц
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Анкета
Приложение 2. Таблица результатов социометрического опроса
Приложение 3. Анкета по фразеологии
Приложение 4. Итоговая ведомость ответов на вопросы анкеты по фразеологии
Введение
Предлагаемая работа посвящена исследованию особенностей «фразеологического лица» современного десятиклассника, проживающего в малом городе Западной Сибири.
Ученики старших классов школ Российской Федерации – социально-возрастная группа, представляющая большой интерес для изучения социолингвистами: родившиеся и выросшие в годы перестройки и постоянных реформ, 15 – 16-летние юноши и девушки сегодня представляют собой их первые «плоды». На смену поколению библиофилов явилось поколение настоящих видеоманов. Что характерно для его речевого портрета? Какие изменения произошли в лексиконе и в связи с чем? Какова степень владения фразеологическим пластом русского языка?
Эти вопросы заинтересовали меня при подготовке реферата об источниках русских фразеологизмов. В ходе кропотливой работы многие фразеологические обороты, представленные в словаре под редакцией А.И. Молоткова, а также литературные цитаты и образные выражения из сборника «Крылатые слова» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной, не говоря уже об истории их возникновения, мне неизвестны, а лексическое значение некоторых идиом я понимаю неправильно. А как обстоят с этим дела у моих сверстников?
Заинтересовавшись этим вопросом, я решила провести небольшое исследование на стыке социологии и лингвистики и выявить «фразеологические штрихи» речевого портрета провинциального десятиклассника «образца 2006 года», которому через 2 (теперь уже полтора) года предстоит пополнить ряды российского студенчества, а позднее стать специалистами в различных областях человеческой деятельности.
Объектом исследования стала устная речь и материалы анкетирования современных десятиклассников самого молодого города Кемеровской области – Полысаево.
Предмет исследования – особенности восприятия идиоматических выражений современными старшеклассниками, а также уровень использования их в устной речи моих ровесников.
Цель работы – выявление специфичных для современного старшеклассника особенностей владения фразеологическими единицами и употребления их в собственной речи, а также определение зависимости между указанными особенностями и некоторыми социальными параметрами (пол, избранный профиль обучения).
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Ознакомиться с работами, посвященными исследованию языковой личности и речевого портрета в русской лингвистике;
2. Проанализировать лексикон современных старшеклассников с точки зрения идиоматики и выявить его специфику;
3. Определить, существует ли зависимость между избранным профилем обучения в старших классах и степенью владения фразеологическими единицами русской речи;
4. Показать особенности речевого поведения современных старшеклассников (набор прецедентных феноменов).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использован социометрический опрос и интервьюирование; сбор и систематизация эмпирических материалов, анализ и интерпретация полученных данных, а также анкетирование и метод включенного наблюдения.
Материал исследования составил около четырех с половиной тысяч фразоупотреблений (4575).В основном это материалы, собранные в результате анкетирования и интервьюирования, а также ручные записи речи моих сверстников в неофициальной обстановке. Материал собирался в период с сентября 2006 по январь 2007 года.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--