Курсовая работа: Гендерное неравенство женщин
Введение. 2
Глава I. Европейский феминизм.. 5
1.1 Предпосылки возникновения феминистических идей. 5
1.2 Рождение феминизма и феминистского движения. 6
1.3 Суфражизм - движение за политическое равноправие. Милитантство 10
1.4 либеральный феминизм.. 13
1.5 Радикальный феминизм.. 16
1.6 Марксистский и социалистический феминизм.. 19
1.7 Психоаналитический феминизм.. 24
1.8 Антирасистский феминизм.. 26
1.9 Постмодернистский феминизм.. 27
Глава II. Феминизм в России. 29
2.1 Предыстория русского феминизма. 29
2.2 Начало женского движения в России (1859-1904) 31
2.3 Российское женское движение 1905-1917. 33
2.4 Возрождение феминизма в конце 70-х гг. Женщины в правозащитном движении. 39
2.5 Российский феминизм "второй волны" (конец 80-х - настоящее время) 40
Глава 3. Общее и особенное в истории русского и западного феминизма. 44
Заключение. 48
Введение
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенно существования на фоне мужского населения – немногие. Так, например, словосочетание "женщина и политика" вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне. Однако стоит заметить, что роль женщины в современном обществе постепенно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.
Вторая половина XX вв. мировой культуре прошла под знаком переосмысления в ней роли женщины. Так в политической жизни появился новый феномен – прорыв женщин в эшелоны власти. Процесс притока женщин в политику основательно поколебал сложившийся стереотип политика для мужчин, а семья, дети – для женщин. Но этот стереотип окончательно не сломлен и посей день, так, как доля женщин на уровне принятия решений в большинстве стран остается низкой или вообще невозможной (мусульманские страны).
Сама тема гендерного неравенства зародилась еще в античные времена, что говорит об актуальности проблемы и по сей день.
Феминизм и женская эмансипация, как одна из мировых политических концепций представляет собой интерес в понимании и определении мета и роли женщины в политическом обществе. Говоря о политической активности женщин обратившись к истории мы можем пронаблюдать динамику и развитие движения женщин, боровшихся за свои политические и социальны права. К основным требованиям относились: право женщин на образование, право избирать и быть избранными, право на труд и равную с мужчинами оплату за труд и т.п.
Но лишь к началу XXI в. Были достигнуты высокие результаты в эмансипации женщины: женщины получили избирательное право, а также равные с мужчинами экономические и социальные права.
Женский вопрос является важнейшей темой в трудах зарубежных и отечественных историков, философов, писателей. Но свое осмысленное развитие идее феминизма получили в работах французских философов-просветителей: Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Ж. ж. Руссо, Ф. Вальтера и др. поэтому уместно говорить о становлении женского движения в период Великой Французской революции, так как именно Французская революция стала толчком к пробуждению тенденций в обществе. Здесь же, во Франции, стал выходить первый журнал посвященный борьбе женщины за равенство, возникли женские революционные клубы. Однако конституция 1791 г. Отказала женщинам в избирательном праве. В связи с этим, в этом же году национальному собранию была предоставлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гут, по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в которой содержалось требование признания полного политического и социального равноправия женщин. Но по решению Конвента в 1793 г. Олимпия де Гут была отправлена на гильотину. На эшафот она всходила со следующими словами, которые в последствии стали своеобразным лозунгом "Если женщина достойна войти на эшафот, то она достойна войти и в парламент".
Феминизм в процессе развития поделился на множество течений, например, появляются такие наиболее популярные концепции феминизма, как либеральный феминизм, самый древний вариант феминизма, выросший из суфражизма; радикальный феминизм. Его целью является изменение общественного сознания таким образом, якобы мужчины и женщины были равны не только по закону, но и в сознании людей. В это движение входят и мужчины феминисты, которые считают, что живут в патриархальном обществе, где угнетают и дискриминируют женщин, и мужское движение должно выявить и ликвидировать это угнетение; марксистские феминизм, одной из разработчиц была известная русская феминистка Александра Коллантай. Ключ к освобождению женщины она видела в том. Чтобы переложить заботу о детях на государство. При этом мужчина, как и раньше остается добытчиком, ходит на работу и зарабатывает деньги.
Эмансипация женщин носит остроактуальный характер, особенно в современном обществе. Так как для достижения равновесия и баланса в общество необходимо два компонента: мужчина и женщина.
Например, мужской и женский словарь в политике, как установлено исследованиями, сильно отличаются друг от друга. Мужчины чаще говорят о процентных ставках, акцизах, о НАТО, о технологиях…
А женщины в своих выступлениях больше употребляют такие слова как, забота, уход, детский сад, дом. Словом, мужские вопросы – "тяжелые", женские - "мягкие". А для принятия эффективных, необходим баланс.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--