Курсовая работа: Государственный бюджет: структура, функции, пути формирования и использования

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.

?????? ????? ?????????? ??????????, ???, ??????????, ???????????? ????? ?????? ???????????. ? ????? ????? ???? ?? ???????? ???? ??????? ? ???????? ??????????? ?? ??????? ???, ???????????? ? ????? ??????? ? ??????? ???? ??????. ? ????? ?????? ??????????????? ?????? - ??????? ????? ?????????? ???????, ???????? ???????? ?????????? ?????????: ???????, ??????????????? ????????, ???????????????? ??????? - ? ?? ????????. ??? ?? ?????, ??????? ?????? ????????, ?????? ????? ???? ??????? ? ????????? ????????????? ?????????, ?????????? ???????? ????????? ??????????? ? ???????????? ? ??????????? ?????? ?? ?????? ????????????????? ????????????? ?????? (???????? ? ????????????? ?????????) ? ????? ? ???????????? ? ?????????????? ?????????? ?????, ???????????????? ??? ?????????????? ????????? ?????????, ?????????-?????????? ???????????, ???? ??????? ? ???????????????? ??????????.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

????? ???????????? ?????? ???????? ?????? ???????? ??????????????? ?????? ??? ????????????? ?????????, ??? ????????, ????????, ????????? ??? ???????????? ? ???? ?????????????.

1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции

1.1 Определение сущности государственного бюджета как экономической категории

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ., budget — сумка, кошелек). В Англии бюджетом называли отчет канцлера казначейства (министра финансов) в палате общин, в котором содержались цифровые данные об истекшем финансовом годе и предложения на будущий. Сейчас под понятием бюджета подразумевается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления – исходя из определения Бюджетного Кодекса РФ.

В качестве более точного определения, согласно которому в моей работе будет раскрываться содержание понятия «государственный бюджет», я приведу следующее: «Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального федерального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей…к бюджету относятся также внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение.»[1] .

Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

Как финансовый план бюджет — это роспись государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом. Во многих странах устанавливаются различные даты начала и окончания финансового года:

- в США он начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября

- в Швеции — соответственно 1 июля и 30 июня

- в Японии — 1 апреля и 31 марта

- в Турции — 1 марта и 28 февраля

- в России бюджетный год совпадает с календарным годом. Согласно Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей.

Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):

1) это экономические отношения;

2) они всегда носят денежный характер;

3) характер этих отношений всегда распределительный;

4) они связаны с образованием и использованием фондов денежных средств.

Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета и бюджетной системы следует рассматривать прежде всего на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуются система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

С помощью государственного бюджета органы власти получают финансовые ресурсы для выполнения возложенных на них функций.

Государственный бюджет, являясь эффективным регулятором экономики, отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов, определяет налоговую политику в стране, фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, поэтому им присущи денежная форма и основные функции финансов.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Центральное место бюджета в финансовой системе, также, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 234
Бесплатно скачать Курсовая работа: Государственный бюджет: структура, функции, пути формирования и использования