Курсовая работа: Графо-моторные нарушения у первоклассников с ОНР

Выполнил: Полукеева Е.П.

ТЮМЕНЬ

2010


Содержание:

Введение

Глава 1. Особенности развития дошкольников с ОНР.

Глава 2. Графо-моторные нарушения.

2.1 Процесс письма. Психологическая программа кодирования звука буквой.

2.2 Графо-моторные нарушения, возникающие при письме

Глава 3. Приёмы работы по преодолению графо-моторных нарушений.

3.1 Методика М.В. Комбаровой

3.2 Упражнения с исключением зрительного контроля

а) Упражнения на усвоение общего графического образа объекта

б) Упражнения с исключением зрительного

в) Упражнения на развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке

3.3 Методика Н.Н. Волосковой, О.Б. Иншаковой (Московкий психолого-социальный институт)

3.4 Тактическое письмо (по Д.Б. Эльконину)

3.5 Упражнения на развитие мелкой моторики

а) массаж и самомассаж рук

б) пальчиковые игры

Заключение

Список литературы


Введение

Проблема обучения школьников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки и обучения ребёнка в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо.

Известно, что письмо представляет собой результат сознательной психической деятельности, а овладение этим навыком предполагает взаимодействие целого ряда психофизиологических компонентов. Обязательными условиями для их слаженной работы являются :

· достаточно устойчивое внимание ребенка,

· нормальное развитие фонематического восприятия,

· звукопроизносительной, просодической, лексической и грамматической сторон речи.[24]

Необходимая при обучении письму ассоциация зрительных и слухо-речедвигательных представлений с кинестетическим образом букв обеспечивается сложными межанализаторными взаимоотношениями, в которых функциональные возможности двигательного анализатора играют значительную роль. По Н.А. Бернштейну, управление движениями осуществляется разными уровнями мозга, которые в онтогенезе структурно и функционально оформляются постепенно, взаимодействуя и соподчиняясь в определенных ритмах, характерных для тех или иных видов деятельности. В частности, он полагает, что мышечная активность при письме “очень ритмична и протекает как упругое колебание по почти чистой синусоиде - элементарнейшей из всех кривых колебательного движения”.[5]

Навык письма у многих детей формируется с теми или иными трудностями и особое значение данная проблема приобретает в отношении детей с нарушениями речи.[2]

Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи может служить причиной моторной и оптической дисграфии. [7]

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 431
Бесплатно скачать Курсовая работа: Графо-моторные нарушения у первоклассников с ОНР