Курсовая работа: Исследование научно-технического прогресса и механизмов его ускорения
содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты научно-технического прогресса
1.1. Научно-техническая революция, как двигатель научно-технического прогресса
1.2. Основные черты НТР
1.3. Основные тенденции научно-технического прогресса
1.4. Прогнозирование и планирование НТП
1.5. Инноватика как механизм ускорения НТП
2. Анализ тенденций развития научно-технического прогресса в Украине
3. Выводы и рекомендации по развитию научно-технического прогресса в Украине
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее важных и определяющих тенденций, проявляющихся на протяжении уже долгого времени является рост значимости и объёмов наукоёмких производств. В развитых странах более 70% производств на данный момент являются наукоёмкими, то есть такими, которые требуют больших затрат на ведение научно-исследовательской деятельности и внедрение инноваций. Для экономик большинства стран сейчас чрезвычайно важны выравнивание социально-экономического и научно-технического развития регионов на основе постепенного, поэтапного формирования регионального инновационно-активного экономического комплекса, а также создание условий для самоорганизации капитала в мобильной предпринимательской хозяйственной зоне.
Основные цели и задачи экономической политики государств, в том числе и Украины, связаны с подготовкой комплексной ресурсной базы прогресса экономики, формированием национальной инновационной системы и переходом экономики на инновационный тип развития, с обеспечением наибольшего энерго-, ресурсосбережения за счет активизации научно-технической и инновационной деятельности, повышением конкурентоспособности и экономической безопасности экономики, с образованием конкурентной среды, развитием наукоемкого экспорта и импортозамещением. Все это в итоге должно оказать позитивное влияние на экономический рост, его стабильность и на улучшение основных параметров качества жизни населения.
Таким образом, главной целью работы является рассмотрение научно-технического прогресса и механизмов его ускорения. Цель позволяет сформулировать задачи для рассмотрения данном реферате:
1) изучить сущность научно-технической революции
2) определить основные тенденции научно-технического прогресса
3) рассмотреть тенденции развития научно-технического прогресса в Украине.
1. Теоретические аспекты научно-технического прогресса
1.1. Научно-техническая революция, как двигатель научно-технического прогресса
Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18 веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества.
В ХХ веке Научно-технический прогресс (НТП) обозначился как масштабное явление в народном хозяйстве развитых стран мира и породил огромное количество изобретений, новшеств, изменивших жизнь не только экономически, но и практически. Научно-технический прогресс встает на службу военно-промышленному комплексу. Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном сознании не только с позиций межнациональных конфликтов, но и с позиций развития науки и техники.
Однако вскоре в связи с Великой Депрессией демократическая волна уступила место росту государственного вмешательства. Фашистские режимы, установившиеся в Германии и Италии, увеличив число военных заказов, не только избавили свои страны от безработицы, но и расширили финансирование научных разработок. Окрепший Советский Союз также начал активную милитаризацию, что влекло за собой неизбежность необходимости совершенствования военной техники [12].
Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества, но, как это не парадоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, именно с изобретения разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитии человечества. За этими изобретения последовали уже более мирные, хотя и применявшиеся изначально для оборонных целей изобретения такие, как электронно-вычислительные машины, космические аппараты, сеть Интернет и многое другое
Научно-техническая революция (НТР) – это длительный процесс, который имеет две главные предпосылки – научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце 19 – начале 20 вв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов физики в 20-х гг. ХХ в. существенным изменениям подверглись теоретические основы химии. Квантовая теория объяснила природу химических связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества. Началось проникновение в механизм наследственности, развивается генетика, формируется хромосомная теория.
Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широчайшее распространение и давшее возможность возникнуть авиации. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ [12].
Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии – человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, и самого количества исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе – переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ – принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства. Именно в этот период человечество вступает в эпоху НТР.
1.2. Основные черты НТР
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--