Курсовая работа: Коммуникация как форма открытого действия при воспитании детей младшего дошкольного возраста
КОММУНИКАЦИЯ КАК ФОРМА ОТКРЫТОГО ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оглавление
Введение
Глава 1. Характеристика основных понятий
1.1 Особенности общения ребёнка раннего детства со взрослыми в ходе развития предметных действий
1.2 Характеристика понятий «знаковое опосредствование», «совокупное действие» и «открытое действие»
Глава 2. Методическое описание коммуникации как формы открытого действия в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Работа посвящена исследованию методических проблем открытого действия в форме коммуникации.
Впервые об открытом действии заговорили после выступления Б.Д. Эльконина на конференции «Педагогика развития» в Красноярске в 1996 году. Теоретические обоснования введения этого действия и его связь с совокупным действием описана в работе [17].
Обсуждая структуру совокупного действия, введённого Д.Б. Элькониным [18], Б.Д. Эльконин предлагает различать посреднические и конкретно-результативные действия взрослых. Это различение особенно важно, когда речь заходит о детском развитии как становлении системы отношений ребёнка и взрослого, причём взрослого-посредника, произвольно выстраивающего своё открытое действие. Это действие никогда не дано непосредственно; по своей природе оно таково, что всегда должно быть найдено и выстроено. Способ построения его включает в себя инициацию, проявление (явление), и удерживание иного действия (поведения). Это и создаёт особую трудность в реализации этого понятия. Практическая реализация открытого действия в практике дошкольного образования является одной из важных задач педагогики развития. Открытое действие, по утверждению Б.Д. Эльконина, направлено на появление и становление мышления ребёнка. По меткому выражению Ф.Т. Михайлова, «Человек мыслит другим человеком». Имеется в виду предельная обращённость мышления. Именно она заставляет нас искать открытые действия в форме коммуникации.
Совокупное действие является посредническим, той системой координат, относительно которой имеет смысл говорить о детском развитии. Оно выстроено таким образом, что действие это никогда не выполняется взрослым до конца, в нём всегда остаётся промежуток, место для содействия ребёнка.
У ребёнка в этом возрасте ещё не сформирован внутренний план действий, поэтому все действия разворачиваются во внешнем плане и выстраиваются как правило с помощью коммуникации между взрослым и ребёнком. Причём не любым взрослым, а взрослым значимым. Ж. Пиаже рассматривал развитие игровых предметных действий в неразрывной связи с его взаимоотношениями со взрослыми. Это же доказывают и исследования Ф.И. Фрадкиной, проведённые на материалах наблюдений над детьми от одного года до трёх лет, воспитывающимися в условиях интерната.
В своей работе мы опираемся на ряд теоретических положений. А именно:
Коммуникация является одной из основных форм взаимодействия взрослого и ребёнка. Под коммуникацией понимается взаимная смысловая обращённость взрослого и ребёнка, выражающаяся в жесте, взгляде, позе, слове [4].
В акте развития взрослый и ребёнок выполняют совокупное действие [17];
Взрослый выстраивает своё «со-действие» в акте совокупного действия в форме открытого [17];
Один из важных аспектов этого возраста – общение ребёнка со значимым взрослым [13];
В этом возрасте начинает становиться мышление (по Б.Д. Эльконину), возникает инструкция [17];
Мышление всегда обращено. Одной из ведущих форм мышления является коммуникация [1];
Открытое действие может быть реализовано в форме коммуникации [4].
Эти теоретические положения требуют со стороны практиков методического и реального практического воплощения.
Объектом исследования является открытое действие;
Предметом исследования – методика построения практики открытых действий в форме коммуникации.
Цель исследования: построение методики открытых действий в форме коммуникации и её экспериментальная реализация.
В исследовании ставятся следующие задачи:
Дать характеристику особенностей общения ребёнка раннего детства со взрослыми в ходе развития предметно- манипуляционной деятельности.
Дать характеристику понятиям «знаковое опосредствование» и «совокупное действие», «открытое действие»;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--