Курсовая работа: Маркетинговый анализ бизнеса ООО "Яковлевостройдеталь"
1. Понятие бизнеса в рыночной экономике
Определение бизнеса
Термин бизнес, или эквивалентное ему понятие - предпринимательство, имеет много смысловое значение. Под ним понимается экономическая деятельность, имеющая своей целью получение прибыли.
В целом, бизнес есть такая деятельность, где организация производства товаров и услуг осуществляется теми, кому принадлежат факторы производства. Бизнес есть организация экономической деятельности на основе индивидуальной частной или акционерной собственности с целью получения прибыли. В этой системе не требуется централизованного планирования и координации экономической деятельности со стороны государственных институтов, все это заменяет рынок и система цен. Бизнес есть сфера свободного индивидуального предпринимательства, прибыль или убыток от которого целиком приходятся на долю собственника-предпринимателя и др.[11].
Понятие бизнеса как категории рыночной экономики уже прочно вошло в современный экономический словарь. Толкования его довольно разнородны, однако наиболее распространено его следующее определение: бизнес – соединение товаров, услуг и потребностей на рынке их взаимодействия и реализации. Можно определить его как совокупность бизнес-процессов, относящихся к одной организации (предприятию) или одному (группе) владельцев.
Иногда бизнес отождествляют с понятием «дело» (причем имея в виду свое дело) или «предпринимательство». Появление первых учебных пособий по менеджменту в 1914-1916 г.г. следует считать началом современного бизнеса и его теории. Хотя корни его, безусловно, уходят к началу товарного обмена.
Ключевые понятия бизнеса: предприниматель (особенно для начального этапа развития бизнеса), собственность, бизнес-процессы, персонал, организация, потребитель.
Общая характеристика бизнеса обычно состоит из следующих основных параметров:
- вид бизнеса;
- масштаб (малый, средний, крупный);
- форма собственности;
- время пребывания на рынке;
- описание продукта (услуги);
-общее описание торгового предложения – в ассортименте с предлагаемым сервисом, запасными частями и комплектующими;
- сегменты потребителей (индивидуалы, бизнес, государственные организации);
- географический регион (регионы);
- структура управления и стиль руководства;
- наиболее типичные формы сбыта;
- степень рисковости (низкая, средняя, высокая, венчурный бизнес).
Традиционно целью бизнеса считается получение прибыли. Иными словами, в монетарной экономике ценность бизнеса оценивается в основном состоянием финансов в данной бизнес-организации, что выражается, в частности, в акционерной стоимости компании. Однако могут быть и другие цели, особенно в различные периоды экономических циклов, с развитием рынков нематериальных, информационно-интеллектуальных продуктов и сферы услуг, с изменением социальной роли и миссии компании и прочих факторов[2].
Место предпринимательства в рыночной экономике
Предприниматель является центральной фигурой в бизнесе. Он ставит своей задачей соединение всех факторов производства в едином хозяйственном процессе. У предпринимателя зарождается первоначальный толчок к производству. Он изыскивает средства для претворения в жизнь своей идеи.
Как руководитель производства он является составной частью совокупного работника и у него не меньше прав на произведенный продукт, чем у рабочего.
На деятельность предпринимателя можно смотреть с двух сторон: индивидуальной и общественной. С одной точки зрения, индивидуальная деятельность предпринимателя сводится к получению максимума прибыли, т. е. разности между полученным им доходом и издержками, связанными с ведением дела. А это достигается в результате того, что он заинтересован в продаже своей продукции по максимально высоким ценам, в то же время он стремится заплатить рабочему за его труд меньшую заработную плату, он пытается приобрести по наименьшей цене другие ресурсы. Деятельность предпринимателя связана с эксплуатацией наемных рабочих, что придает этой фигуре зачастую негативное общественное мнение.
С другой стороны, деятельность предпринимателя сводится к изучению потребностей общества и к их удовлетворению. В рыночной экономике именно предприниматель первым должен угадать какие товары и услуги завтра потребуются покупателям[3].
Предприниматель призван выполнять определенную общественную функцию и его деятельность безусловно необходима любому обществу, где существует общественное разделение труда и кооперация его результатов. Труд предпринимателя всегда участвует в создании продукции.
Наличие предпринимателя, олицетворяющего собой особый вид человеческой деятельности, дает обществу следующие плюсы:
- предприниматель лично заинтересован в своем деле, поэтому он употребляет все свои силы и все знания на дело, за которое взялся и имеет шансы достичь лучших результатов, чем в случае отсутствия такой специализации в обществе;
- предприниматель может быстрее и легче удовлетворить потребности, так как он стремится угадать зарождающиеся потребности, рассчитывая получить выгоды раньше своих соперников;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--