Курсовая работа: Методика проведения школьной исследовательской работы
основана, с одной стороны, на методическом опыте преподавания русского языка, а с другой – на традиции научных исследований. Но если научное исследование проводиться для получения нового знания, то главная цель учебно-исследовательской работы (УИР) – освоить научный способ познания действительности.
Есть два способа обучению исследованию.
1.Универсальный курс обучения методике проведения исследования, который может предварять исследовательскую работу в любой области − от МХК до математики. Курс посвящен общим особенностям ведения научного исследования:
· планированию исследования (время и этапы в их последовательности);
· ориентированию при постановке проблемы;
· формулированию цели и задач исследования;
· выбору метода в зависимости от предмета исследования;
· проведению эксперимента;
· обработке данных;
· созданию текста работы и ее защите.
Основными компонентами (или этапами) научного исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, формулировка исходных гипотез, планирование и организация эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний, внедрение полученных результатов в производство[1] .
Пример алгоритма исследовательской работы:
Этапы работы | Цели и задачи УИР | Содержание занятий |
1.Предварительный | Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика. | Письменные и устные задания ,вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку, способности и интересы участников УИР. |
Формирование общих представлений об исследовательской работе по русскому языку. Знакомство с современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами исследования. |
Обсуждение лингвистических работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование. | |
Систематизация, расширение и углубление знаний о языке. | Задания и задачи на систематизацию теоретических знаний о языке. | |
Развитие языковой рефлексии | Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор языкового материала, ведение записной книжки или дневника исследователя | |
2. Выбор проблемы исследования | Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования | Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся) |
3. Изучение научной литературы | Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой. | Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ |
4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов | Формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определения методов в зависимости от объектов исследования). | Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования |
5. Сбор материала | Обучение сбору языкового материала или постановке лингвистического эксперимента. | Планирование и проведение лингвистического эксперимента, сбор языкового материала |
6. Обработка полученного материала | Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п. | Обработка полученного материала |
7. Формулирование выводов | Выработка умения формулировать выводы. | Систематизация и обобщение результатов работы |
8. Создание текста УИР | Практическое овладение научным стилем речи. | Написание текста исследовательской работы |
Обучения редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста | Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана | |
9. Представление результатов работы | Овладение навыками устного публичного выступления. | Представление работы научно-практической конференции школьников. |
10. Оценка работы | Рефлексии на продукт и результат УИР | Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов |
Вывод:
Переходя от этапа к этапу, школьник учится:
1) Работать с первоисточниками;
2) Наблюдать явления, факты;
3) Объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;
4) Составлять и решать задачу;
5) Формулировать гипотезу;
6) Разрабатывать и проводить эксперимент;
7) Обобщать материал и представлять его в виде текста.
Ученик овладевает этими умениями самостоятельно, выполняя исследовательскую работу.
Выделяют три уровня самостоятельности:
- Операционный
- Тактический
- Стратегический
Тот, кто действует на операционном уровне, выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться справочной и другой необходимой литературой, распределять роли в коллективной работе. Тот кто находится на самом высоком уровне – стратегическом, - умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности. Иными словами, «операционный уровень самостоятельности – это человек – исполнитель; тактический – деятель; стратегический – творец». (А.Н. Новиков)
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--