Курсовая работа: Национальные интересы России
Содержание
Введение
1. Национальные интерес и его факторы
2. Национальные интересы России и их защита во внешней политике
3. Стратегия формирования имиджа России в аспекте национальных интересов
Заключение
Литература
Введение
Потребности человека в социально-политической сфере, где действуют большие социальные группы: социальные движения, политические партии, лоббистские организации в большей степени удовлетворяются рамках этих групп или при помощи этих групп. В социально-политической сфере и, особенно, в политической сфере удовлетворение потребностей приобретает массовый характер. Это не значит, что в политической сфере не существует индивидуальных потребностей в лидерстве или творчестве, например. Это означает, что мы имеем здесь дело с реальностями политики, где действуют большие и сверхбольшие группы людей. Еще более заметна эта закономерность в международных отношениях и, в первую очередь, в отношениях между государствами. Если во внутренней политике интересы личности представляют партии и группы давления, то на международной арене национальные интересы представляют национальные государства. Теме национальных интересов и посвящена данная работа.
1. Национальные интерес и его факторы
Категория «национальные интересы» – одна из наиболее распространенных и в то же время трудно поддающихся точному определению. Особенно трудно это сделать ныне, поскольку данное понятие широко используется различными политическими силами утилитарно-идеологически как своего рода освящение предлагаемых программ и курсов действия. «Национальные интересы» понимаются как некое олицетворение высших ценностей и целей государства, сообщества, общественного движения. Столь общее определение, естественно, поддается неоднозначным толкованиям, что и происходит в реальной политике и в ее идеологических отражениях.
Появились также некоторые дополнительные факторы, отнюдь не проясняющие смысл этой категории. Среди них два наиболее существенны. Во-первых, это интенсивная глобализация общественного развития, которая выдвигает на передний план общечеловеческое содержание интересов всех наций и государств, затушевывая собственно национальное. Во-вторых, это нарастающее многообразие взглядов, точек зрения, позиций, что ставит под сомнение саму возможность выведения общенационального знаменателя в том или ином конкретном сообществе.
Тем не менее, категория национальных интересов отнюдь не продукт мифотворчества. Она отражает вполне определенные общественные реальности и играет важную роль в политике, в том числе в определении национальной и всеобщей безопасности.
Национальные интересы можно понимать по-разному. Г. Моргентау определяет их как долговременные, жизненно важные для всей нации выражения общности[1] . В таком случае национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной нации к объединению на основе общности культуры, т.е. языка, семейных, религиозных моральных этических традиций и обычаев на основе общей политической системы, общей политики.
Ганс Моргентау включал в понятие «национальный интерес» следующее:
1. Национальный интерес – объективная данность. Он основан, во-первых, на своеобразии геополитического положения государства и связанных с ним особенностях геоэкономического и социокультурного развития; во-вторых, опосредуется особенностями человеческой природы.
2. Государственные деятели обязаны исходить из того, что хорошая политика – это рациональная политика, опирающаяся на правильно понятый национальный интерес. База такой политики – чётко выстроенный имидж государства, через который происходит восприятие национального интереса.
3. Национальный интерес кардинально отличается от общественного интереса. Национальные интересы обеспечиваются внешней политикой, а общественные – внутренней. Они не должны ни противопоставляться, ни сливаться.
Национальные интересы Моргентау делил на постоянные и преходящие. Постоянные интересы являются основополагающими и включают в себя:
· защиту территории, населения, государственных институтов от внешней опасности;
· развитие внешней торговли;
· обеспечение роста инвестиций;
· защита частного капитала за границей;
· взаимоотношения с союзниками;
· выбор внешнего курса.
К преходящим национальным интересам он отнес:
· интересы выживания нации и государства;
· безопасность и благосостояние общества;
· периферийные, локальные интересы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--