Курсовая работа: Обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР

Выполнила: студентка

3 курса 4 группы

Мачильская Юлия

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент кафедры логопедии

и психолингвистики

Якунина О.В.

Саратов

2008г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Характеристика общего недоразвития речи

1.1 Характеристика и причины ОНР

1.2 Особенности овладения лексикой детьми дошкольного возраста с ОНР

1.3 Семантические нарушения у дошкольников с ОНР

Глава 2. Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи

2.1 Логопедическая работа с детьми, имеющими 1и 2 уровень речевого развития

2.2 Обогащение словарного запаса детей с 3 уровнем речевого развития

2.3 Обогащение словарного запаса детей с 4 уровнем ОНР

Заключение

Список литературы

Введение

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Уже в раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, первых слов. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий.Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности.

Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.Формирование лексики у ребёнка тесно связано с процессами словообразования. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.По мере развития мышления ребёнка, его речи, лексика ребёнка не только обогащается, но и систематизируется, то есть упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

По данным Е.А.Аркина:

Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1 год 6 мес. 39 слов
2 года 300 слов
3 года 6 мес. 1110 слов
4 года 1926 слов

По данным А.Н. Гвоздёва:

Словарь четырёхлетнего ребёнка:

Часть речи Количество % в словаре
существительные 50,2 %
глаголы 27,4 %
прилагательные 11,8 %
наречия 5,8 %
числительные 1,9 %
союзы 1,2 %
предлоги 0,9 %
междометия и частицы 0,9 %

В дошкольном возрасте, а от части и в школьном язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого не достаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.

Все эти процессы развития речи характерны для детей с нормальным речевым развитием. Что же происходит при общем недоразвитии речи?

Изучение этого вопроса определило цель данной курсовой работы. Объектом исследования стало развитие речи детей с общим недоразвитием речи. А субъектом выступает изучение методов и приёмов обогащения словарного запаса дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Изучение специальной литературы по проблемам развития речи у детей с

ОНР;

2.Изучение особенностей овладения лексикой детьми дошкольного возраста с ОНР;

3. Изучение приёмов и методов коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи.

В соответствии с поставленными задачами в работе можно выделить следующие главы

.В первой главе дается характеристика ОНР, а также рассматриваются особенности овладения лексикой детьми дошкольного возраста с ОНР.

Во второй главе проводится изучение методов и приёмов логопедической работы по обогащению словарного запаса у детей с разным уровнем речевого развития.

Глава 1

1.1 Характеристика и причины ОНР

Характеристика общего недоразвития речи

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 606
Бесплатно скачать Курсовая работа: Обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР