Курсовая работа: Политика правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений
Введение.......................................................................................................... 3
1. Отражение политики правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессинальных отношений................................ 6
Список использованной литературы........................................................... 18
Приложение................................................................................................... 20
Введение
Обеспечение прав лиц, принадлежащих к различным этническим группам и конфессиям, признается одним из важнейших признаков демократизации общества. Для стран с устоявшимися демократическими традициями, прежде всего европейских, - это аксиома, не нуждающаяся в доказательствах.
В известном смысле, проблема обеспечения прав национальных меньшинств универсальна: не столь уж много государств, среди граждан которых нет групп людей, отличающихся по языку, культуре, традициям и религии от большинства и идентифицирующих себя с национальными меньшинствами в связи со стремлением к сохранению своей самобытности. Россия не исключение. Если, что и выделяет ее в череде государств, для которых актуальна проблема защиты и обеспечения прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, так это особенности государственно устройства, многонациональный состав населения, культурно – исторические традиции взаимоотношений большинства и меньшинства.
Саратовская область, как и многие регионы России, является полиэтничным и поликонфессиональным образованием. По мнению представителей официальных структур, «исторически сложилось так, что народы и этнические группы Саратовского региона стали жить вместе друг с другом. Сформировалась особая конгломерация народов области, во многом более лояльная и терпимая друг к другу, по сравнению с другими территориями России»1 .
На сегодняшний момент, во многих городах и районах Саратовской области, представлены компактно проживающие этнические группы, что само собой является основанием для регулирования отношений между различными этнорелигиозными и межнациональными группами. В области существует более 50 национальных общественных объединений и культурных центров. Область стала одним из центров притяжения беженцев, вынужденных переселенцев, которых только официально зарегистрировано более 47 тысяч человек2 .
Таким образом, из всех выше перечисленных сфер межнациональных отношений в Саратовской области, следует отметить, что социальные, территориальные, политические, экономические, межнациональные, межконфессиональные проблемы в регионе тесно переплетены, активно взаимодействуют и усиливают друг – друга, вследствие чего являются актуальными на сегодняшний день для Саратовского региона.
Цель данной работы, состоит в том, что бы осуществить анализ отражения политики Правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений в региональных СМИ.
Для реализации поставленной цели в работе осуществлен, метод количественного контент-анализа средств массовой информации на примере периодического издания - газеты «Аргументы и Факты. Саратовское приложение». Работа рассчитана на рассмотрение проблемы на территории Саратовской области. Используемые в работе публикации были структурированы, систематизированы, а затем выявлены определенные тенденции, в соответствии с поставленной целью. В работе определенна, мера упоминания по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, степень позитивности и негативности оценок, даваемых журналистами тем или иным событиям.
При анализе периодических публикаций был охвачен период с 2003 по 2006 год. Именно в этот промежуток времени был принят и осуществлялся третий нормативно – правовой акт в Саратовской области, по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений «Областная целевая программа национально- культурного развития народов в Саратовской области (2003-2006 годы)»3 .
Для того, что бы проследить реализацию принятого программного документа в области государственной национальной политики, а также выявить гармонизацию межнациональных отношений, формирования этнорелигиозной толерантности и достижения согласия среди населения, в работе проведен анализ Саратовских СМИ, за период с 2003 по 2006 год. Периодическое издание «Аргументы и факты. Саратовское приложение», было выбрано не случайно, безусловно, для столь серьезной проблемы, как межнациональные и межконфессиональные отношения в Саратовской области подошли бы более политизированные источники информации, как, например «Саратовская областная газета», «Саратовские вести» и многие другие. Но следует отметить, что подобные издания будут преподносить блоки информации, в позитивном ключе без ярко выраженного конуса проблематики, к тому же данные издания имеют очень узкий круг читателей. В сфере читабельности газета «Аргументы и факты. Саратовское приложение», имеет значительный перевес по данным «Центра социальных исследований Россия – XXI век» Владимира Санатина на октябрь 2006 года, 1147 человек проживающих на территории Саратовский области на вопрос «Какие газеты вы обычно читаете?» предоставили исчерпывающие ответы 4 . Из анализа полученных данных получилась таблица информационных приоритетов населения, на первом месте оказался «Саратовский Арбат» - 35%, второе с небольшим отрывом на 3% досталось изданию «Аргументы и факты. Саратовское приложение» - 32%, а вот «Саратовская областная газета» и «Саратовские вести» разделили между собой по 17% голосов 5 .
Таким образом, для проведения анализа СМИ в работе выбран наиболее читаемый источник информации, среди населения Саратовской области.
1. Отражение политики правительства Саратовской области по проблемам межнациональных и межконфессинальных отношений
На современном этапе развития в России происходят коренные социокультурные, политические и экономические изменения в общественной жизни. Подъем национального самосознания привел к тому, что одной из новых реальностей современного развития России стало так называемое религиозное возрождение. Исторический опыт развития наиболее известных религий свидетельствует о том, что между некоторыми из них сложились отношения повышенной конфликтности. Это касается взаимоотношений христиан и мусульман с иудеями, мусульман с христианами, противоречия между православными, католиками и протестантами в христианстве, шиитами и суннитами в исламе.
Сегодня, когда страны СНГ охвачены пламенем межнациональных конфликтов, а число погибших в них исчисляется сотнями тысяч, когда по стране скитается пол миллиона беженцев, проблемы связанные с управлением и функционированием государственной власти в полиэтнических обществах особенно важны. В многонациональном государстве необходимо осуществление со стороны власти особого вида деятельности, направленного на удовлетворения специфических интересов национальных общностей. Однако в этой сфере до сих пор преобладают импровизации и догматические конструкции.
В Саратовской области проживает 111 национальностей, из которых самыми крупными группами являются русские - 88, 1% от всего населения, украинцы – 2,9%, казахи - 2,7%, татары - 1,9%, мордва – 0,7%, чуваши – 0,6%, белорусы – 0,6%, немцы – 0,5%, армяне – 0,4 1 . Столь пестрая национальная картины, предусматривает и поликонфессиональноть региона. Что касается, религиозного состава, то на октябрь 2002 года в Главном управлении Минюста РФ по Саратовской области зарегистрировано 244 региональных объединения, принадлежащих к 19 конфессиям: православные, мусульмане, католики, лютеране, иудеи, буддисты, старообрядцы, баптисты, адвентисты седьмого дня, харизматические церкви, пятидесятники, Свидетели Иеговы, евангелисты, религия Богемы, мормоны, новаопостольская вера, церковь Божьей Матери Державная, кришнаиты 2 . Полиэтнический состав Саратовского региона вызывает живой интерес к проблемам межнациональных отношений на территории области.
Политика правительства Саратовской области по проблемы межнациональных отношений получила свое развитие в 1997 году. Первым программным документом, обобщающим опыт национальной политики в регионе, стала «Концепция национальной политики Саратовской области», утвержденная постановлением правительства области 28 мая 1997 года 3 . В дальнейшем на ее основе были разработаны: «Программа социального и национально – культурного развития Саратовской области на 1998 -2001 годы»4 .Последним принятым в правительстве документом по вопросам межнациональных отношений в Саратовской области стала «Областная целевая программа национально-культурного развития народов в Саратовской области (2003 – 2006 годы)»5 .
Анализ материалов газеты «Аргументы и факты. Саратовское приложение» позволил выявить определенную тенденцию, в освещении информации в период с 2003 по 2006 год. Публикации в газете в основном носят аналитический характер. Статьи направлены на рассмотрение межнациональных конфликтов между лицами кавказской национальности и скинхедами (5 статей), затрагиваются вопросы миграционной политики в области (4 статьи) и всего одна публикация посвящена вопросу политики правительства в сфере межнациональных отношений в Саратовской области. Но при этом следует отметить, что в области межрелигиозного взаимодействие «Аргументы и факты. Саратовское приложение» проводят тактику сближения конфессий на территории региона (2 статьи).
Для Саратовской области, преимущественно населенной мусульманами и христианами, осмысление проблемы преемственности и новаторства культуры в панораме нынешнего столетия невозможно без понимания роли и значения этических ценностей христианства и ислама. Христианство и ислам две наиболее распространенные и влиятельные религии современности. При всем их различии ислам признает библию (как и Тору) Священной Книгой.
При различии формальных моментов поведения верующих, христианство и ислам в отношении этической стороны дают массу совпадений. По этому поводу статья «Мусульмане вышли на улицу» опубликованная в «Аргументах и фактах. Саратовское приложение» представляет собой яркий пример, желания мусульман интегрироваться в общественно - политическую жизнь Саратовской области. Мусульмане вышли на улицы города Саратова с лозунгом «Нет – исламофобии», «мусульманам становиться обидно, что кто–то начинает относиться к исламу как к чему-то опасному и враждебному».6 Ведь совокупность качеств, осуждаемых исламом гордыня, лицемерие, клевета, коварство, клятвопреступление, гнев – практически совпадают с теми же качествами, которые осуждает христианство (отметим, что эти качества безотносительны к конкретной окружающей среде). «Мусульмане устроили акцию не для власти, а для простых людей» - указывает автор статьи 7 .
Немаловажным моментом в скреплении межрелигиозных отношений, стали события 30 июня 2004 года опубликованные в статье О. Винса «Саратов – столица мормонов», когда «впервые за всю историю епархии на Театральную площадь вышли священнослужители и верующие они протестовали против строительства мормонского храма на улице М. Горького. Владыка Лонгин просил губернатора и мэра не допускать появления мормонского храма, он сообщил чиновникам, что от прихожан поступает много жалоб по этому поводу. По мнению православных мормоны своей религией подрывают основы православия в обществе». Для нас интересен тот факт, что в борьбе против строительства храма приняли участия и мусульмане. Имам Бибарсов - представитель духовного управления мусульман заявил: «Что мормоны у верующих (мусульман) ассоциируются с США и ее внешней политикой, к которой мусульмане относятся отрицательно»8 .
Помимо религиозных организаций в решении проблемы, приняли участие активисты светских представительств, они критиковали мормонов и православных, «активисты высказывались за светское государство и против использования Церковью административного ресурса»9 . Но, по словам Владыки Лонгина: «Акция не носила политического характера»10 .
По материалам данной статьи мы можем сделать вывод о том, что взаимодействие ислама и христианства формируют инициативу противодействия сектантской экспансии, которая происходит снизу и тормозит угрозу появления деструктивных культов.
Таким образом, этическое ядро обрастает конкретными социальными рекомендациями. Этика становиться практическим руководством на преемственности двух религиозных систем (ислам и христианство). Субъект этики социализируется, без отказа от изначальных ценностей сохраняются вариативность их развития, закономерность в идеи преемственности пророчеств и их соответствии конкретным историческим условиям. Преемственность позволяет выделить феномен веротерпимости без обязательного миссионерства, обогащающий этическую систему. Этот феномен является условием сосуществования религий. Сохраняется единство нравственных ориентиров, позволяющее найти организующий момент в любой социальной обстановке, независимо от преобладания конкретной религиозной системы. Снимается противоречие пульсирующей динамики социального развития и этического консерватизма, так как данная система является открытой.
Одной из немаловажных проблем, которые освещает газета «Аргументы и факты. Саратовское приложение» является вопрос о миграционной политике провидимой в области. Предыдущий губернатор Саратовской области Д.Ф. Аяцков заявил о том, что «Саратовская область носит статус «принимающей», т. е. миграционная служба проводит работу по приему, учету и временному размещению беженцев и вынужденных переселенцев, а так же оказывает им помощь и содействие в обустройстве на новом месте жительства11 . Решает вопросы жилищного обустройства вынужденных переселенцев, проводится работа по выплате возвратных беспроцентных ссуд, компенсаций.
Но при столь активной деятельности, нашего правительства по вопросам мигрантов в области, из материалов «Аргументов и фактов. Саратовское приложение» видно, что миграционная политика в Саратовской области «зачастую проводится не на практической основе, а путем издания законов, указов, постановлений, по результатам низового лоббирования, полиэтнического торга или популистского жеста»12 . Вновь прибывшие в нашу область беженцы и вынужденные переселенцы сталкиваются с проблемами оформления и получения российского гражданства. При этом число прибывших в Саратовскую область мигрантов официально на 2003 год составляет 7100 человек в год, при этом тенденция переселения из года в год сокращается от 50 до 100 человек13 . Приток мигрантов в нашу область компенсирует демографический спад в регионе. «На 2006 год в области число умерших превысило число родившихся в два раза. В таких условиях особую роль приобретают миграционные процессы, 2,5 миллиона переселенцев в Саратовскую область прибыло из Казахстана, Узбекистана, Киргизии. Но в Озинках, в Ивантеевском, Краснокутском, Питерском районах отмечают миграционную убыль в город – люди уезжают из родного края. Но при этом миграционный прирост населения компенсируется естественным потоком мигрантов из бывшего СССР до 10%».14
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, не смотря на сложный паспортно-визовый режим, наша область еще долгое время будет носить статус «принимающей» области. А свое демографическое положение пополнять за счет иммигрантов, этим самым, расширяя и без того, многонациональный состав своей территории.
Наиболее распространенным материалом в газете, стали статьи о неправомерных действиях организации скинхедов на территории области. При чем возникновение одной публикации провоцирует последующий ряд изданий, направленных на подобную тематику. При этом в каждой статье указано, что разбои и нападения скинхедов, «возникали на фоне национальной нетерпимости»15 . В основном преступные действие представителей организации скинхедов совершались после массовых мероприятий: футбольных матчей, рок концертов и как заключают эксперты, характер преступлений носил отпечаток «расовой нетерпимости»16 .
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--