Курсовая работа: Преемственность в обучении математике детского сада и школы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основы преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы
1.1 Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе
1.2 Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
Глава II. Реализация преемственности в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы
2.1 Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике
2.2 Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация системы образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.
Проблема преемственности всегда была в центре внимания отечественной психолого-педагогической науки Б.Г. Ананьев[1], Ш.И. Ганелин [5], В.В. Давыдов [7], В.Т. Кудрявцев [19], А.А. Люблинская [23], М.Р. Львов [22]. Методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в исследованиях, посвященных обучению математике Р.А. Должикова [8], Е.А. Конобеева [17], Е.Э. Кочурова [18], И.А. Попова [24].
Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности. Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к обучению математике.
Объект исследования: бучение математике детей старшего дошкольного возраста и учащихся первого класса школы.
Предмет исследования: преемственность в работе по обучению математике детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.
Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в обучении математике между дошкольным учреждением и школой.
Гипотеза исследования. Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения математики, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей, обеспечивает достаточный уровень математической готовности при поступлении ребенка в школу.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект преемственности в обучении детей математике.
2. Обосновать психолого-педагогическую готовность ребенка к школе.
3. Раскрыть содержание преемственности в работе дошкольного учреждения и школы по обучению математике.
4. Охарактеризовать показатели готовности детей дошкольного возраста к обучению математике в начальной школе.
При написании данной работы применялись методы анализа синтеза и обобщения при рассмотрении теоретического материала, а также метод сравнения при изучении различных источников.
Теоретическая значимость исследования состоит том, что обоснованы требования системного и личностно ориентированного подходов в реализации принципа преемственности в обучении дошкольников и учащихся начальной школы математике, определены признаки реализации принципа преемственности, обоснованы типы и виды личностно-развивающих задач и заданий, необходимых для развития самостоятельности детей в учебной деятельности.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, должна существовать преемственность.
Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе» [30,90]. Если говорить о взаимосвязи школы и дошкольного образования, то уместно процитировать точку зрения ведущего деятеля педагогической науки и школы США конца XIX- начале XX века Джона Дьюи: «С точки зрения житейских интересов ребенка, большим недостатком современной школы является невозможность связать те знания, которые ребенок приобретает в жизни с тем, что дает школа» [9, 56].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--