Курсовая работа: Принцип контраста как основа формирования музыкальной композиции Концерта для смешанного хора "Лебедушка" В. Салманова
Содержание
Введение
1. Вадим Салманов – современный отечественный композитор
2. Хоровое творчество В. Салманова
3. Музыкальная композиция Концерта для смешанного хора "Лебедушка"
3.1 История создания концерта для смешанного хора "Лебедушка" и его значение в творчестве композитора
3.2 Реализация принципов контраста и цикличности в построении концерта для смешанного хора "Лебедушка"
3.3 Особенности драматургии хорового концерта "Лебедушка"
Заключение
1. Вадим Салманов – современный отечественный композитор
"Дело не в том, чтобы разрушить, но в том, чтобы построить нечто такое, что дает человечеству чистую радость"
И.В. Гёте
Вадим Николаевич Салманов (1912-1978) — замечательный советский композитор, один из наиболее ярких представителей ленинградской композиторской школы. Воспитанник М. Ф. Гнесина и М. О. Штейнберга, он отличался высочайшим профессионализмом, верностью лучшим традициям отечественной музыки и постоянной пытливостью в поисках нового.
Как у всякого художника, мир музыки Вадима Николаевича Салманова очень богат. "…Здесь картины революции — оратория "Двенадцать", и возвышенный образ вождя — "Ода Ленину", и чарующая поэзия детства — "Поэтические картинки", Детская симфония, и русская старина — хоровые концерты "Лебёдушка", "Добрый молодец", и народные празднества — "Русское каприччио", "Славянский хоровод", и разнообразные, неожиданные, порой причудливые, картины природы — "Лес", Вторая симфония. И во всем этом — биение нашего времени, чуткое ухо, любовный и меткий глаз нашего современника…"
Все эти сочинения представляют определенные рубежи и завоевания.
Художественный интеллект В. Салманова был воспитан на классической русской культуре. Как пишет В. Рубцова, "…его завораживала гармоническая ясность пушкинского стиха, одинаково притягивал светлый пантеизм "Снегурочки" Римского-Корсакова и мятежный лиризм блоковской поэзии…"
"…Будучи профессором композиции Ленинградской консерватории и воспитав не одно поколение молодых композиторов, Вадим Николаевич явился одним из тех деятелей советской культуры, кто бережно развивал в ней богатейший художественный опыт и традиции русской музыкальной классики. Эти традиции в первую очередь были связаны для Салманова с высоким предназначением художника, его миссией просветителя, всегда идущего навстречу чаянием народа и общества, несущего человеку открытое сердце и любовь…" В. Рубцова в своей книге пишет: "…ряд сочинений Салманова вдохновлены непосредственными событиями в жизни нашей страны, за рубежом и обнаруживают ярко выраженную гражданственность позиции автора. Многие из них являются подлинными художественными достижениями, что доказывает силу таланта композитора, сумевшего поднять важнейшие темы широкого общественного звучания…" "…Музыка Салманова – разнообразный мир поэтических зарисовок, настроений и страстной публицистики, мир контрастов, мятежного пафоса и философских размышлений. При этом тематика, содержательный уровень сочинений композитора всегда неразрывно связаны с тем комплексом нравственно-этических, психологических проблем, которые волновали его современников. Вот почему почти все премьеры сочинений Салманова становились заметными событиями в музыкальной жизни страны. Большинство из них остались в летописи советского музыкального искусства и навсегда запечатлелись в памяти слушателей…" Интересен тот факт, что Салманов бы "… художником, который пытался осмыслить мир в том новом свете, в каком он открылся человеку ХХ века, пережившему войны, революции, впервые увидевшему космические дали вселенной и впервые с такой остротой осознавшему, что добро и зло в мировых масштабах всецело зависят от него самого…" Вот почему искусство ХХ столетия постоянно возвращается к морально-этическим проблемам, в стремлении ли вскрыть неизбежность их существования или же в утверждении перспектив их разрешения. Как пишет В. Рубцова, "…творчество Салманова – одно из непосредственных свидетельств обсуждения этой ведущей темы духовного мира нашего современника…"
2. Хоровое творчество Вадима Салманова
Как-то корреспондент газеты "Вечерний Ленинград" задал Вадиму Николаевичу вопрос:
-Как часто в своем творчестве Вы обращаетесь к созданию хоровых сочинений?
"…-Я люблю писать для хора и частенько работаю в этом жанре, хотя есть у меня немало инструментальной и вокальной музыки. Создавал я квартеты, вокальные циклы, сочинил несколько симфоний. Но хоровые произведения принесли мне как композитору наибольшую известность…"
Как пишет в своей статье Г. Сандлер, "… Вадим Николаевич Салманов очень хорошо чувствовал человеческие голоса. Его хоровые произведения характерны широтой дыхания, песенностью. Удивителен гармонический язык композитора, который образуется из интересных переплетений голосов своеобразного полифонического склада…"
Свои первые хоры без инструментального сопровождения В. Салманов сочинил в 1950 году (два хора на стихи Ясыра Шиваза), уже будучи автором целого ряда интересных и многообещающих произведений для камерно-инструментальных ансамблей и симфонического оркестра. Но, как говорит в своей статье О. Коловский, "… в хоровом жанре это была еще только проба пера…" Только после десяти лет плодотворной работы В. Салманов обратился к жанру хорового искусства acapella . Коловский пишет: "… В 1959 году он закончил одну из лучших своих хоровых партитур – шесть поэм для смешанного хора на стихи Назыма Хикмета "… Но бьется сердце". Поэмы быстро вошли в жизнь, неоднократно исполнялись ведущими хоровыми коллективами и приобретали хрестоматийное значение в педагогической практике хоровых отделений музыкальных училищ и консерваторий. Отныне композитор, уже зрелый и опытный мастер, до последних дней своей жизни уделяет большое внимание сочинению хоровой музыки, что свидетельствует о его устойчивом интересе к вокально-ансамблевому искусству, составляющему одно из ведущих и традиционных жанровых направлений в русской музыке…"
Вадимом Салмановым всего было написано семьдесят одно сочинение для хора, большинство которых сгруппированы в циклы; по количеству и качеству это "большой, весомый вклад в отечественную хоровую музыку".
С конца 50-х до начала 70-х годов были написаны самые известные и оригинальные произведения для хора без сопровождения: шесть поэм на стихи Н. Хикмета (1959), три хора на стихи Я. Купалы (1960), "Восьмистишия" на стихи Р. Гамзатова (1962), хоровой концерт "Лебедушка" (1966), три хора на стихи Ф. Тютчева (1970).
Хотелось бы отдельно коснуться особенностей его хорового стиля. Как пишет О. Коловский, "…художественно-образный мир хорового творчества Салманова в основном определяется его созерцательно-лирическим (порою даже с элегической окраской) и в высшей степени поэтическим видением, всегда внимательным, чутким и заинтересованным отношением к тому, что происходит в современном мире. Гражданская позиция Салманова не всегда не всегда бросается в глаза, но ощущается почти в каждом его сочинении – даже в скромном лирическом музыкальном пейзаже, представляющем собой не просто зарисовку картины природы, а опоэтизированный "портрет" родной природы, прекрасной и всегда загадочной и "певучей"…".
К примеру, таким образцом "поэтических зарисовок" может служить цикл из трех хоров на стихи Ф. Тютчева. В этом произведении, по словам Коловского, "объединились все самые сильные стороны таланта Салманова как автора хоровой музыки: филигранное мастерство вокально-ансамблевой звукописи, тонкая и верная интонационная интерпретация словесного текста, безупречная, поистине "лядовская" чистота и плавность голосоведения. Ничего лишнего, никакой фактурной и гармонической перегрузки"… "…Салмановский хор далек от хорала, в нем господствует арабеск мелодических линий, образующих в совокупности своеобразную, именно салмановскую гетерофонно-подголосочную ткань – с обилием одноголосных и двухголосных эпизодов, с эпизодическим "расщеплением" хоровых унисонов в красочные гармонические комплексы…".
Интересно то, что В. Салманов отдает предпочтение тем поэтам, в творчестве которых образы природы обладают эпическим подтекстом, неразрывно спаяны с размышлениями о родине, о России. Не случайно его привлекают философская лирика Тютчева и Гамзатова, пронзительно-печальные русские мотивы в поэзии Есенина и Рубцова.
Хочется остановиться на цикле поэм на стихи Н. Хикмета без сопровождения. Жанр поэм занимает особое положение в хоровом творчестве композитора. Это – высшая степень выражения в музыке "революционного и гражданского пафоса" композитора. Но поэма – не единственная драматургическая кульминация. Например, оратория "Двенадцать" и цикл на стихи П. Неруды и Ф. Гарсиа Лорки "Испания – в сердце". В этих произведениях, пронизанных идеей активной борьбы против зла во имя свободы, отчетливо проявляется созерцательно-лирический взгляд на явления действительности.
То есть, по словам Коловского, "…Салманов больше склонен к размышлению и анализу, нежели к действию, активному вторжению в водоворот жизненных событий…" Вадим Салманов любуется жизнью, восхищается, и тогда из-под его пера рождаются такие замечательные произведения. Как циклы на стихи Тютчева, Гамзатова, Есенина, Хикмета, как хоровой концерт "Лебедушка".
3. Музыкальная композиция Концерта для смешанного хора "Лебедушка"
3.1 История создания концерта для смешанного хора "Лебедушка" и его значение в творчестве композитора
В середине 60-х годов в творчестве Вадима Николаевича Салманова намечается новая полоса. Композитор работает интенсивно и плодотворно. Как пишет В. Рубцова, "… один за другим зреют замыслы сочинений – хоры, камерно-инструментальная музыка, романсы, Четвертая симфония. Тематика этих сочинений объемна, разнообразна, она объединяет широкий спектр и опробованных ранее тем и новые художественные искания…" Но в 70-е годы в творчестве композитора вновь появляется русская тема, правда, в несколько ином качестве. Вадим Николаевич обращается к народным поэтическим текстам и на их основе создает глубоко оригинальные, собственные музыкальные тексты, "отличающиеся пластикой подлинно русской песенности".
Первым сочинением, где по-новому раскрылась русская тематика, стал концерт для смешанного хора без сопровождения "Лебедушка" (1967) – пятичастный цикл на народные тексты. Такой же глубоко народной, поэтичной воспринимается и его музыка.
Вот что говорил Вадим Николаевич о создании "Лебедушки":
"… - Мне захотелось написать произведение в традициях русской народной песенности, - писал Вадим Николаевич о концерте для смешанного хора "Лебедушка", - но в "Лебедушку" я не включал подлинные народные мелодии, стремился творить в духе и характере русской народной песни, мыслить ее образом и оборотами…"
О. Коловский интересно заметил в своей статье: "…Для недавно написанного цикла хоров на народные русские слова автор придумал очень удачное и привлекательное название – "Лебедушка", по имени, если можно так выразиться, главного персонажа поэтического текста…"
Своим созданием Концерта "Лебедушка" В. Салманов хотел возродить традицию создания концертов для хора. А также дать новое содержание. Прежде концерты создавались на духовную тематику (концерты Д. Бортнянского или А. Кастальского). "Лебедушка" же сочинена на народный сюжет. Но в ее основе лежит концертный принцип.
В хоровом словаре слово "концерт" означает (лат. concerto — состязаюсь) — 1) Публичное исполнение муз. произведений по определенной программе. соответственно видам исполнения, Концерты бывают симфонические, сольные, хоровые и т. д. 2) Муз. произведение виртуозного характера для солиста (или солистов) и оркестра 3) Форма полифонической вокальной или вокально-инструментальной музыки, основанная на сопоставлении (как бы состязании) солирующих голосов, хора, инструментального ансамбля (органа). К. возникли в Италии (XVI в.). 4) В русской церковной музыке концерт — многочастная композиция для хора a capella, исполняемая во время торжественной обедни, обычно посвящаемая данному празднику. Концерты отличались монументальностью, красочным сопоставлением хоровых групп и тутти, виртуозной трактовкой голосов (теоретик того времени Н. Дилецкий определял сущность концерта как "гласа со гласом борение").
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--