Курсовая работа: Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование базы проведения исследования

ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ МУК

1.1 Критерии личностной эффективности начальной профессиональной подготовки старшеклассников

1.2 Методики и эмпирическая база исследования

1.3Психологический анализ личностных эффектов допрофессиональной подготовки МОУ для детей МУК

ГЛАВА 2 Я В МИРЕ ПРОФЕССИИ ТРЕНИНГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

ЗАНЯТИЕ 1

ЗАНЯТИЕ 2

ЗАНЯТИЕ 3

ЗАНЯТИЕ 4

ЗАНЯТИЕ 5

ЗАНЯТИЕ 6

ЗАНЯТИЕ 7

ЗАНЯТИЕ 8

ЗАНЯТИЕ 9

ЗАНЯТИЕ 10

ЗАНЯТИЕ 11

ЗАНЯТИЕ 12

ЗАНЯТИЕ 13

ГЛАВА 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГА МОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ МУК

3.1 Рекомендации по организации кабинета профориентации

3.1.1 Основные направления работы кабинета с учащимися и их родителями:

3.1.2 Оформление кабинета

3.1.2.1 Информационный материал:

3.1.2.2 Методические материалы

3.1.2.3. Материалы по вопросам организации профориентации

3.1.2.4 Примерный перечень тематики стендов кабинета

3.2 Внедрение вычислительной техники, ПК

ГЛАВА 4 ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ С ГИБКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ В МОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ

4.1 Технология изучения личности

4.2 Мнемоническо-графическая интерпретация обработка результатов тестирования

4.3 Программное обеспечение

4.4 Адаптация программного комплекса для нужд профессиональной деятельности по профориентации подростков

4.5 Достоверность полученных результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1. Диагностический материал по профконсультационным картам

Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МЕТОДИКЕ «КАК ПОЖИВАЕШЬ?»

Приложение 3. АНКЕТА

Приложение 4. СТЕРЕОТИПЫ и их примерное «отношение» к тем или иным ценностным ориентациям

Приложение 5. МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА»

Приложение 6. СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИИ (перечень основных характеристик профессий)

Приложение 7. ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА - ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДИКА, ТЕСТЫ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Приложение 8. «ПРОФЕССИОГРАММЫ, описание профессий»

Приложение 9. ОТЧЕТ ПО МЕТОДИКЕ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ С ГИБКОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ

Приложение 10. Карты для проведения многовариантного типирования интеллекта человека с гибкой профориентацией


ВВЕДЕНИЕ

Тема педагогического проекта посвящена исследованию проблематики психологического профконсультирования учащихся старших классов образовательных учреждений МО «Х-кий район».

Актуальность предлагаемого исследования обусловлена теоретическим и практическим значением вопроса профориентации, определяется тем, что он является частью более общей проблемы - проблемы научного управления социальными процессами - со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Практическое социально-педагогическое значение этого вопроса определяется следующим обстоятельством. Существует значительное несоответствие между объективной потребностью общества в притоке молодой рабочей силы (в производство, строительство, сферу обслуживания) и профессиональной направленностью молодежи, стремящейся лишь в ограниченный круг учебных заведений. Отсюда - ряд нежелательных последствий (экономических, моральных, психоневрологических).

Имеет место и несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами человека. Это создает неудовлетворенность трудом, препятствует развитию личности, вызывает текучесть рабочей силы и ряд других нежелательных эффектов. Это второе обстоятельство является препятствием для осуществления принципа «От каждого по способностям...».

Мотивы выбора профессии, как известно из многочисленных психологических, педагогических и социологических работ, детерминированы рядом более или менее управляемых факторов - системой идеологических воздействий, влиянием школы, семьи, экономическими и юридическими факторами, соотношением соответствия или несоответствия своих личных качеств требованиям той или иной профессии. Однако по ряду обстоятельств эти факторы действуют отчасти стихийно, и в результате молодежь оказывается дезориентированной - стремится в основном овладеть крайне ограниченным кругом «интеллигентных» или «романтичных» профессий, не подозревая о многих таких профессиях, которые могли бы быть не менее привлекательными. Дополнительную трудность в самоопределении подростков составляют глобальные процессы в изменении типов общества: индустриальное – постиндустриальное – информационное, что ведет к появлению новых профессиональных групп и соответственно потребностей на рынке труда.

Таким образом, выбор профессии в существующих условиях отнюдь не всегда является сознательным и свободным (если под свободой понимать осознанную необходимость). Возникает задача построить такую систему профориентационных методик выбора профессии, которая поможет учащимся в их самоопределении или, точнее говоря, существенно реконструировать, рационализировать традиционно сложившуюся систему.

Из анализа следует - проблема профориентации является многоаспектной и комплексной, т.е. требует участия не только многих, но и очень разных специалистов.

Необходимость профориентационной деятельности как никогда актуальна в новых экономических условиях. Высокая стоимость внебюджетного обучения заставляет задуматься о целесообразности ресурсовложений в то или иное образование. Возможность отбора специальности, которой собираешься посвятить свою жизнь должна проводиться грамотно и осознано, а не на основе рекламных компаний ВУЗов.

В ходе реализации проекта автор решает ряд задач:

- анализ результатов работы за текущий год;

- изучение группы профориентационных тренингов, адаптация, методика внедрения в практику работы;

- предложения по усовершенствованию методов работы в области профконсультации старшеклассников проходящих обучение на базе Муниципального образовательного учреждения для детей «Межшкольный учебный комбинат».

Проект состоит из четырех глав:

- первая глава является технологией индивидуальной работы с оптантом, содержит метод исследования профессионального самоопределения учащихся МОУ для детей МУК, приводит аналитический отчет проведенного исследования по разработанной методике в сравнительной динамике;

- вторая глава предлагает серию игровых тренингов призванных совершенствовать профессиональные и методологические подходы в вопросах личностного самоопределения учащихся;

- третья глава очерчивает круг организационных проблем деятельности психолога - профориентатора и намечает перспективные пути деятельности кабинета профориентации МОУ для детей МУК;

- четвертая глава посвящена инновационной разработке, включающей в себя апробирование программного продукта для комплексной оценки личности в плане ее профориентации сообразно типологических характеристик, адаптации комплексного исследования личности для массового применения путем разработки карт комплексного исследования интеллекта человека с гибкой профориентацией.

Обоснование базы проектирования

В муниципальном образовательном учреждении для детей «Межшкольный учебный комбинат» (далее по тексту МОУ для детей МУК) проходят профессиональную подготовку ежегодно более 000 школьников МО «Х-кий район» (по состоянию на сентябрь 0000 г. – 000 чел., на январь 0000 г. 0000 чел.), комбинат проводит обучения по профилям:

- «Электротехника»;

- «Деревообработка»;

- «Информационные технологии»;

- «Металлообработка»;

- «Основы швейного производства» (профессия - портной легкой женской одежды);

- «Основы вязания»;

- «Основы дошкольного воспитания»;

- «Домашняя экономика и основы предпринимательства»;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 215
Бесплатно скачать Курсовая работа: Проблемы профессиональной ориентации старшеклассников образовательных учреждений