Курсовая работа: Проектирование экскурсии. Челябинск железнодорожный
Оглавление
Введение
1 Индивидуальный текст экскурсии
2. Методическая разработка экскурсии
Заключение
Библиографический список
Введение
Тема экскурсии – «Челябинск железнодорожный». Данная тема является достаточно интересной и актуальной. Железная дорога уже давно является неотъемлемой частью жизни большого числа жителей не только нашего города, но и области. Многие приезжают в город на работу, учебу и просто по делам, пользуясь услугами именно железной дороги. Отправляясь куда-нибудь на отдых, горожане тоже выбирают железнодорожный транспорт, поезда являются не только достаточно надежным, удобным, проверенным временем видом транспорта, но и не очень дорогим, что является важным критерием при выборе транспортного средства. А также по железной дороге производятся перевозки различных грузов, это и автомобили, военная техника, всевозможные нефтяные продукты, уголь, песок и многое другое. Железная дорога позволяет перевозить тот или иной груз в больших количествах из одного города в другой.
Не так давно Южно-Уральская дорога отметила свое 70-летие, что явилось довольно значимым событием для нашего региона.
Также весьма интересным является и то, что с железной дорогой связано немало исторических событий. Например, известно, что в конце прошлого, начале нынешнего века на станции «Челябинск» побывал Владимир Ильич Ленин, а в день 100-летия со дня его рождения на станции установили мемориальную доску, в честь этого события. В годы Октябрьской революции Челябинск уже был важным железнодорожным узлом, а в 1892 г. прибыл первый поезд из Златоуста до Челябинска.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема экскурсии «Челябинск железнодорожный» тематически объединяет все объекты, входящие в экскурсию. Данная тема является исторически значимой, знакомит со становлением и развитием железнодорожного транспорта на Южном Урале, вызывает чувства уважения к истории родной магистрали, гордости за боевые и трудовые подвиги старших поколений, способствует повышению престижности железнодорожных профессий.
Объектом данной курсовой работы являются экскурсионные ресурсы Челябинска.
Предметом выступают экскурсионные объекты Челябинска, имеющие отношение к южно-уральским железным дорогам.
Цель работы разработка экскурсии по выбранной тематике.
Задачами являются:
- Изучить экскурсионные объекты;
- Проанализировать литературу;
- Составить характеристику историко-культурным объектам, методическую разработку экскурсии, индивидуальный текст;
- Укомплектовать портфель экскурсовода.
Теоретической базой исследования явились: энциклопедическая, справочная и методическая, а также художественная литература, путеводитель, газеты, источники информационных технологий.
1. Индивидуальный текст
Сбор у здания музея истории ЮУЖД.
Здравствуйте, меня зовут Морозова Дарья Владимировна, я ваш экскурсовод. Тема нашей экскурсии «Челябинск железнодорожный». В ходе экскурсии мы с вами ознакомимся с историей развития железной дороги на Урале, узнаем историю создания железнодорожных вокзалов, посетим музей железнодорожной техники и вокзал. Экскурсия начнется у здания музея истории Южно-Уральской железной дороги, а закончится в музее железнодорожной техники, ее продолжительность 110 минут. Убедительная просьба не мешать работе экскурсоводов, не отставать от группы, не уходить без разрешения.
Первые железные дороги в России строились для транспортного обслуживания промышленных предприятий, то есть имели местное значение. Во второй половине XVII века для перевозки сырья на рудничных карьерах сооружались лежневые дороги, по которым ходили деревянные вагонетки. В просторечье они назывались «собаками», так как их несмазанные деревянные колеса издавали душераздирающие звуки, напоминающие собачий визг. До наших дней такие собаки не сохранились, но в записках начальника Уральских горных заводов Геннина есть сообщение, что на старом медном руднике, который разрабатывался еще в XVII веке, были обнаружены остатки такой тележки.
Известно, что уже в XVIII веке в России для движения вагонеток на заводских путях применялась механическая тяга, хотя в основном перемещение их производилось вручную или конной тягой.
В 60-е годы XVIII века механик К.Д. Фролов построил на рудниках Колывано-Воскресенских заводов (на Алтае) лежневые дороги, тележки по которым перемещались с помощью привода от водяного колеса, от чего людям убавилось немало работы. В 1778 году Ф.С. Ваганов построил подобную дорогу на Семеновском руднике, а в 1788 году механик А.С. Ярцев на Александровском заводе в Петрозаводске соорудил «колейную дорогу». Звенья ее шириной колеи 800 мм были уложены на 170 – метровом участке. Тележки по этой дороге передвигались вручную.
В 1806–1809 годах сын механика К.Д. Фролова горный инженер П.К. Фролов построил дорогу с чугунными рельсами, тележки по которой перемещались конной тягой. П.К. Фролов впервые применил такие технические условия для строительства пути, мостов, которое давали оптимальное конструкторское решение этих сооружений и долгие годы служили образцом при сооружении многих инженерных объектов.
В 30-е годы XIX века отец и сын Черепановы на Нижнетагильском заводе построили железную дорогу с паровой тягой, к постройке паровоза Черепановы приступили в 1833 году. После проведения испытаний паровоза приступили к прокладке чугунной дороги длиной 3,5 км. В августе 1834 года паровоз Черепановых был пущен по этой линии, которая стала называться Тагильской железной дорогой. Впервые рельсы на этой дороге были уложены не на столбы, а на поперечины-шпалы.
Второй паровоз Черепановы построили в марте 1835 года. Это был более мощный локомотив, который водил поезда массой 16–18 тонн. Железная дорога Нижнетагильского завода была первой промышленной железнодорожной линией России. Модель черепановского паровоза храниться в музее Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. Паровоз Черепановых возил вагоны с углем и рудой. По неизвестным причинам строительство паровозов не было налажено. Видимо многолетняя привычка оглядываться на Запад и здесь сыграла свою негативную роль.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--