Курсовая работа: Профилактика девиантного поведения. Формирование позитивных жизненных установок

Программа тренинговых занятий с подростками 12-14 лет

Служба практической психологии районного отдела образования

Полуэктова Е.Д. МОУ СОШ № 37, Юренкова Е.И. МОУ СОШ № 25, Бродская О.В. ОСОШ № 4

г.Ульяновск , 2005 год

Детям подросткового возраста свойственен интерес к самим себе. Чем глубже подросток осознает самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более четкими формируются у него представления о дальнейших перспективах своего жизненного пути. Но не всегда ребята способны применить знания о себе в жизни. Поэтому важно обучать подростков использовать свои знания в конкретных ситуациях.

Ребята подросткового возраста более всего нуждаются в психологической поддержке, так как это период от детства к взрослому состоянию. В течение этого краткого астрономического времени подросток проходит в своем развитии большой путь через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения он вступает на порог юности.

Целью данной программы является: максимальное содействие психическому здоровью и личностному развитию подростков, формирование психологической готовности к самоопределению в жизни и асоциального поведения.

Задачи программы:

Создать условия для осознания своих проблем, а также научить вырабатывать собственную позицию и отношение к проблемам, ясно и точно излагать свои мысли;

Обучить способам конструктивного поведения, внутреннего самоконтроля, разрешение межличностных конфликтов;

Развивать навыки эффективного общения в различных жизненных (в том числе и кризисных) ситуациях (со сверстниками, учителями, родителями и с другими людьми);

Обучить подростка способам психологической защиты, способствовать формированию стрессоустойчивости.

Структура программы.

Программа предназначена для подростков 12 – 14 лет и рассчитана на учебный год. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в течение 40 – 45 минут (14 занятий). Время может изменяться в зависимости от особенностей конкретной группы: количества участников, уровня их заинтересованности, глубины осознания членами группы стоящих перед ними проблем. Однако полноценная работа группы возможна только при условии, что при каждой встрече обязательно соблюдается алгоритм занятия – от упражнений на групповое сплочение до обсуждения итогов работы в группе.

Занятия должны проводится в отдельном помещении, в котором можно было бы довольно быстро организовывать учебное пространство – переставлять стулья и столы, освобождать место для выполнения упражнений, связанных с двигательной активностью детей, а также чтобы участники могли сесть в круг.

Занятие по каждой теме содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая части направлена на выявление знаний и представлений учащихся по конкретной проблеме и сообщение новой информации. Практическая часть направлена на отработку различных навыков и включение их контекст поведения в конкретных ситуациях.

Данная программа может проходить в форме факультатива по психологии, с привлечением специалистов СПИД-центра, наркологов, психологов центра помощи семье и детям и др.

Содержание программы.

Занятие 1. Вводное «Знакомство».

Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений движения.

Задачи:

информировать участников группы о содержании работы, задачах, групповых нормах; обозначить продолжительность занятий;

установить принцип работы в группе;

сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;

формировать у членов группы установку на взаимопонимание;

формировать первые впечатления друг о друге.

Время: 1 час 45 минут.

Процедура проведения.

Информационный блок.

На наших встречах мы будем говорить о проблемах, которые вас волнуют, о вас самих; о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения.

Принцип работы в группе.

По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение – принять его или отвергнуть.

1. Искренность в общении.

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 451
Бесплатно скачать Курсовая работа: Профилактика девиантного поведения. Формирование позитивных жизненных установок